«Степь»: ироничный тувинский комикс без экзотизации

Вы — маленькие брат и сестра в тувинской степи, с вами Пестрый Орел, и вы хотите вернуться домой. Ваши действия?


Художница Надя Дембирел начала работу над комиксом по тувинским сказкам четыре года назад. «Степь» — это история брата и сестры, Бокту и Боры, которые сталкиваются с персонажами самых известных тувинских сказок и параллельно проживают обычные проблемы детей в республике, узнают родину и самих себя.


Живя в Туве, Надя довольно долго воспринимала родную культуру как данность, а иногда и с пренебрежением. В Петербурге, куда Надя переехала учиться, знакомые воспринимали Туву и все азиатское стереотипно, как что-то неопределенное и дикое. Так появилось желание рассказать о Туве по-новому, с помощью современного и живого комикс-телепорта в волшебный мир сказок и Азии. «Эта история — симбиоз мыслей о родном крае и рассуждений о доме», — пишет Надя в описании комикса.

Сюжеты сказок Надя знала с самого детства. В них часто повторяется мотив, где «простой человек, без власти и особых умений, проявляет смекалку и оставляет в дураках чиновника или хана, который решил герою навредить», рассказывает Надя. Отдельное место занимают наблюдения и толкования окружающего мира в виде сказок о животных. Эти характерные мотивы встречаются и в «Степи». Комикс начинается с типичного для тувинских сказок зачина: «Древнее древних времен, когда хвост верблюда тащился по земле, а рога горного козла упирались в небеса». Затем Бокту и Бора видят в небе великого Пестрого Орла, отправляются за ним и встречают двух богатырей, которые решают померяться силами и вступают в битву за аал (тув. «деревня, селище» — прим. ред.) и исполняют танец орла, традиционное вступление перед началом битвы на поясах хуреш. После поединка богатыри помогают Боре достать из пропасти утраченную игрушку коня и оставляют детям в наставники Пестрого Орла, чтобы тот помог им вернуться домой, из Эрзина на юге Тувы в Кызыл. Постепенно сюжет закручивается, герои попадают в передряги. Людям, не знакомым с тувинской культурой, будет особенно интересно следить за сюжетом с непривычными персонажами..

Надин любимый эпизод комикса — история о старухе, которая пошла хвастаться барбой (скатертью-самобранкой — прим.ред.) к хану, а он обманул ее и забрал барбу себе. Причем любимым он стал благодаря реакции читателей, которые вместо того, чтобы осудить хана, пристыдили старуху, которой не стоило хвастаться таким ценным подарком. Взаимодействие Нади с аудиторией — отдельный пункт проекта, который делает его более иммерсивным и живым. «Я очень хочу создать безопасное пространство с единомышленниками, которые любят жизнь и ищут разнообразные способы для общения с миром», — поделилась Надя на странице комикса. Нам художница рассказала, что «если верить статистике, большую часть составляют женщины молодого и среднего возраста: идеальная аудитория, надеюсь, я их не разочарую». Время от времени в аккаунте с комиксами Надя публикует иллюстрации и заметки на важные темы (коллективная память, самоизоляция, феминизм, добро и зло), а также тувинские загадки. Как поделилась с нами Надя, «мир намного многограннее и сложнее сказок». И хотя в отличие от сказок, где добро всегда побеждает зло, в жизни «зло часто оказывается сильнее, а скромность и добродетель мешают успеху», сказки нужны, потому что они «с детства учат не сдаваться, учат подниматься, когда падаешь, учат идти дальше, несмотря ни на что, и главное — они учат надеяться», — верит Надя.

Кроме лирических отступлений, в аккаунте есть место сарказму и иронии между строк. Фирменный стиль Надя сохранила и в общении с нами, отметив в интервью, что иллюстрации сказок — лишь хобби, а ее основная цель — служение своему коту; что работа с музыкантами по созданию саундтрека к комиксу была бы интересным опытом для нее и «травмой для музыканта» , ведь «я совершенно ничего не понимаю в музыке»; что по Туве она путешествовала много, но «это не считается, потому что я все забыла». Возможно, именно отрывочность воспоминаний помогла Наде отрисовать комикс без экзотизации, а как бы присматриваясь к знакомому со стороны. В итоге герои и персонажи выглядят не совсем аутентично, но на эмоциональном уровне тувинская эстетика все-таки считывается, присутствует в деталях, например, в узоре на книге, которую держит Бора, или в костюмах героев.

Если вас так же подкупила дерзкая прямолинейность и изобретательность Нади, поддержите проект на Patreon. Сейчас «Степь» готова на две трети — Надя все делает одна, на чистом энтузиазме, выпуская новый эпизод каждую неделю, и находится в поиске издателя для печати комикса.