6 художественных фильмов про Сибирь, снятых западными режиссерами

О суровой земле, дарующей преображение


Взглянуть на себя чужими глазами бывает не только интересно, но и полезно — поэтому мы собрали небольшую подборку фильмов с участием Сибири, которые были сняты авторами из других стран. Что мы можем узнать, глядя на Сибирь их глазами — что место это опасное и суровое, в котором неосторожность может стоить жизни в самом буквальном смысле. Впрочем, если проявить достаточно смелости и упорства, не сворачивать с пути и не поддаваться обстоятельствам, то Сибирь может открыть много интересного — любовь, дружбу и в первую очередь свободу. Эта рифма Сибири и свободы нам, как изучающим Сибирь, очень по нраву.

Как назло Сибирь, Германия / Россия, 2012



Немецкая комедия о немолодом усталом логисте, который едет по делам в Кемерово и внезапно влюбляется в певицу из числа коренного алтайского народа шорцев. Кемеровскую область для этого фильма снимали в Мурманской, из-за чего периодически возникает комический диссонанс — приятно, что авторы подготовились и изучили вопрос, вписав в сюжет реальные достопримечательности местности, о которой пишут, но смешно, что на практике их в кадре заменяют другие достопримечательности другой территории. Впрочем, бытовой портрет сибирской провинции, как в городском, так и в деревенском ее изводе, выполнен пусть и комически, но в целом вполне достоверно — такое не каждому российскому фильму удается, не говоря уже о зарубежных. Опять же, приятно встретить фильм, в котором у героя переворачивается жизнь, когда он впервые слышит горловое пение — такое с людьми действительно случалось.

В лесах Сибири, Франция, 2016



Еще одна история про Сибирь как далекую землю новой простоты, в которой утомленный шумом цивилизации европеец может обрести не только долгожданное просветление, но и нужные простые чувства. В основе — автобиографическая книжка француза Сильвана Тессона, который однажды бросил все и приехал пожить на полгода в хижине на берегу Байкала. Книжка Тессона состояла из наблюдений и размышлений — довольно поверхностно-претенциозных, если судить по тем кускам, что остались в фильме, для которого был придуман дополнительный сюжет про дружбу со скрывающимся в лесу русским мужиком-отшельником.

С драматической точки зрения это кино несколько пустовато, хотя бы потому, что не очень торопится предлагать нам понятных и ярких героев. Молодой француз приезжает на Байкал, потому что вроде как от чего-то бежит, но от чего именно фильм так и не скажет. Его новый немногословный друг скрывается в лесу, потому что когда-то совершил преступление из-за ненависти ко всему миру, но откуда взялась эта ненависть, неизвестно. Эту скупость повествования фильм компенсирует впечатляющей работой с реальной сибирской натурой — замерзший Байкал и суровая природная стихия тут выведены ярче кого-либо из двуногих.

Транссибирский экспресс, Великобритания / Германия / Испания / Литва, 2007



Сибирь как место обретения нового себя действует в основном через испытания — как, например, в этом американо-европейском триллере с международным актерским составом (американцы Вуди Харрельсон и Кейт Мара, англичане Эмили Мортимер и Бен Кингсли, испанец Эдуардо Норьега, немец Томас Кречманн). Американская семейная пара возвращается из Китая на поезде Пекин-Москва и где-то в районе Иркутска оказывается втянутой, в лучших традициях хичкоковских триллеров о случайном человеке в сложном криминальном замесе, в операцию по перевозке наркотиков на поезде.

Российский быт и нравы в фильме выписаны в немного сенсационном ключе — всесильная полиция, стоящая вне закона, хамский обслуживающий персонал, беспрерывное питье водки с самого утра (почему-то корейской), в таком духе. Но Сибирь снимали в Иркутской области и Красноярском крае, и есть множество моментов, в которых авторы просто помещают своих героев в сибирский антураж, салон старого «ПАЗ-ика», например, или крохотный междугородний вокзал — местность в эти моменты по-настоящему оживает и становится ярким героем фильма. Сам триллер немного перенасыщен деталями — и если какие-то из них в нужный момент срабатывают (вроде бесконечной любви героя Вуди Харрельсона к поездам), другие (вопросы веры или продолжения рода) так и остаются без развития.

Путь домой, США / ОАЭ / Польша / Индия, 2010



Суровость сибирской природы с давних времен была одной из базовых характеристик этой местности — тем интересней изучать истории тех, кто эту суровость сумел преодолеть. В основе фильма австралийца Питера Уира, большого любителя историй о схватке человека со стихией («Хозяин морей», «Последняя волна», «Берег москитов» и в некоторой степени «Пикник у висячей скалы», хотя там никакой схватки не было) — мемуары польского заключенного, который в 40-х годах прошлого века совершил побег из советского лагеря где-то на Востоке Сибири и пешком дошел оттуда до Индии.

Достоверность этой истории, опубликованной в Европе еще в 50-х, с тех пор многократно подвергалась сомнению (вроде бы автора освободили по амнистии, но вроде бы был другой поляк, все-таки совершивший такой поход, чью историю автор присвоил), но Уир в любом случае делает не прямую экранизацию, а пишет собственную историю, вдохновившись книжкой. Пеший бросок к свободе из глубин сибирской тайги здесь совершает группа из поляков, латышей, американца и прибившегося к ним русского урки в грандиозном исполнении Колина Фаррелла. Смотреть, как Фаррелл сражается с русскими матами, говорит «хочу свитер» или поет у костра блатную песню — среди главных аттракционов этого благородного, но в целом суховатого фильма, который по итогу оказывается историей о важности силы воли; если просто твердо решить продолжать идти вперед и не отступать от этого решения даже в самых трудных ситуациях, то любая стихия поддастся. Сибирь для «Пути домой» снимали в Болгарии, и она здесь выполняет две функции — подавляет суровостью своей стихии и впечатляет своими видами.

Профессионал, Канада / США, 2018



Этот фильм с участием Киану Ривза нельзя было пропустить хотя бы потому, что в оригинале он так и называется, «Сибирь». Другое дело, что практически все остальное, с ним связанное, скорее настраивает на то, чтобы его пропустить. По сюжету герой Ривза, торговец драгоценными камнями, едет искать своего пропавшего партнера куда-то в Якутию (снятую в Канаде), где попадает в летаргический деревенский триллер с участием русских бандитов и роковой барменши из столовой. Ривз сохраняет невозмутимое лицо при встрече с поворотами сюжета, не отличающимися ни оригинальностью, ни вразумительностью, и очень хорошо смотрится в пальто.

Ильза, тигрица из Сибири, Канада, 1977



А это — своего рода закуска для любителей остренького. Здесь тоже идет речь о сибирских концлагерях, но история подана в горячечно-гротескном ключе. Любители трэш-сегмента мирового культурного наследия наверняка знакомы с картиной «Ильза, волчица СС», о безжалостной надсмотрщице Ильзе, которая проводит в концлагере садистски-сексуальные эксперименты над заключенными. Снятый в 1975 году, это фильм был настолько популярен (в узких, разумеется, кругах), что породил три продолжения, в которых та же актриса Дайан Торн изображала Ильзу в других сценариях доминирования над людьми — то в качестве жестокой хозяйки гарема на Ближнем Востоке, то как надсмотрщица в советском концлагере, как в «Тигрице из Сибири». Понятно, что обсуждать, каким образом представлена Сибирь в подобном произведении, не стоит — в первой же сцене сбежавшего заключенного ловит охранники лагеря, вооруженные копьями, а еще через пару другого провинившегося скармливают проживающему тут же на территории лагеря тигру; потом начинается эротическая сцена в бане, первая из многих. Посмотреть можно во «ВКонтакте».