6 документальных фильмов про Сибирь с платформы Artdoc.Media

Простая жизнь ближе к природе в документальных фильмах из программы «Артдокфеста»


Дом и интернет — вот два места, в которых мы все последнее время бываем чаще всего. И прямо завтра или послезавтра такая ситуация вряд ли закончится — а значит, самое время вплотную заняться рубрикой, которую мы давно планировали, но все никак не могли воплотить. В этой рубрике мы будем собирать фильмы, так или иначе посвященные Сибири — которые можно посмотреть онлайн прямо сейчас. И начнем мы с фильмов из программы фестиваля «Артдокфест», пожалуй, главного смотра документального кино на территории России.

Фестиваль проводится с 2007 года, а несколько лет назад запустил собственную онлайн-платформу Artdoc.Media, на которой можно посмотреть фильмы из программы фестиваля. Архив за эти двенадцать с лишним лет накопился приличный; часть фильмов выложена в открытый доступ, за другие придется немного заплатить. Мы выбрали для вас шесть документальных картин, которые можно посмотреть бесплатно.

«В круге четвертом», Екатерина Стыценко (Новикова), 2016



Для многих документалистов, по крайней мере тех, чьи работы попадали в программу «Артдокфеста», Сибирь — это место историй про метафорический потерянный рай, образ простой жизни в тесном контакте с окружающей природой, который в силу разных причин неотвратимо уходит в прошлое. Этот фильм об исчезающей с лица земли деревни на берегу Ангары — как раз из таких историй; его герои прощаются со своей родиной (или, наоборот, до последнего отказываются это делать) в силу того, что их деревня должна быть затоплена при запуске новой ГЭС. В этом сюжете есть все, что нужно, для настоящей большой драмы — сила сибирского характера, наплевательское отношение власть имущих как к маленькому человеку, спокойно живущему на своей земле, так и к природным ресурсам собственной страны. И, конечно, невероятная сибирская природа.

«Сибирское царство. Новые берега», Александр Бакаев, 2016



Этот фильм рассказывает о становлении Новосибирска — о превращении небольшого поселения Новониколаевск в тот крупный сибирский город, что мы знаем сегодня, благодаря двум ключевым событиям его истории. Первое — это строительство Транссибирской магистрали, второе — появление в городе Академгородка, или Сибирского отделения Академии наук СССР. Самое интересное, пожалуй — многочисленные кадры исторической хроники, компенсирующие несколько суховатый, информирующий тон этой картины.

«Глубинка 35х45», Валерий Соломин, 2009



Еще один рассказ про Сибирь глубокую, удаленную от крупных городов, примечательную тем, что время там идет особенным, несколько более медленным по сравнению с городским ходом. Фильм снимался в период обмена паспортов старого советского образца на новые российские, который должен был закончиться к 2004-му. Но фокус в том, что в местах, в которых проходили съемки, за это время мало что кардинально изменилось. Да, появились сотовые телефоны, провели интернет, увеличилось количество спутниковых тарелок на домах — в остальном все осталось по-прежнему. Ну, и поскольку сюжет фильма построен вокруг фотографий на паспорт, главная сила «Глубинки» именно в этом — в череде портретов жителей сибирской провинции, выразительных, выпуклых, удивительно запоминающихся.

«Отец и сыновья из Кротово», Валерий Соломин, Евгений Соломин, 2018



Новосибирский режиссер Валерий Соломин считается классиком отечественной документалистики. За полвека карьеры он снял более двадцати картин, многие из которых были сделаны на новосибирской киностудии «Сибирь-кино», которую он возглавлял, и были посвящены Сибири. Этот фильм — его прощальная работа, которая снималась в течении десяти лет и была закончена уже после его смерти его сыном Евгением, пошедшим по стопам отца. Красиво совпало, что два поколения режиссеров потребовалось для завершения истории о двух поколениях деревенских жителей, отца и его сыновей, которая как-то незаметно разворачивается в этакий интимный эпос о жизни сибирской деревни.

«Последний поход барона», Дарья Хренова, 2015



Можно сказать, что в Сибири уживается два параллельных пространства — Сибирь реальная и Сибирь мифическая, место, схожее с Диким Западом, но гораздо менее освоенное популярной культурой. Одна из полумифических исторических фигур, чья деятельность связана с Сибирью — барон Унгерн, персонаж удивительной персональной истории, которая кажется плодом чьего-то чересчур воспаленного воображения. Белый генерал, возглавлявший во времена Гражданской войны Азиатскую конную дивизию, Унгерн в какой-то момент отправился в свой собственный поход на Монголию — откуда вроде бы в дальнейшем собирался начать новую битву с большевиками за восстановление в России монархии. «Последний поход» пытается разобраться в невероятной истории барона и его похода на Восток — и даже если не всегда получается точно уяснить, где правда, где вымысел, а где дезинформация, история в любом случае выходит чрезвычайно захватывающая.

«Тайга», Дарья Гришанова, 2018



Главный герой этого недлинного, но захватывающего фильма — отшельник, живущий один в заброшенной деревне. «Тайга» сделана несколько простодушно и ученически, но в этом отчасти и спасение — с этакой простотой съемочная группа фиксирует довольно жутковатую фактуру: все эти бесконечные раздолбанные дороги сквозь леса, брошенные деревни с ржавеющими скелетами техники и маленькую человеческую борьбу с неотвратимо обступающей тайгой, немного сумасшедшую в своем порыве.