Внеклассное чтение: 30 лет независимой сцены Томска в 11 альбомах

Порванные струны, моржи в облепихе и почта России против английского лейбла

Открываем новую рубрику «Внеклассное чтение» — будем рекомендовать материалы, опубликованные кем-то из наших коллег. Репортажи с мест, истории культурных проектов или пространств, очерки о творцах или подборки самого-самого — интересно все, независимо от масштаба исследования. В дебютном выпуске «Чтения» эпический текст журналиста Александра Арляпова, закопавшегося в архивы томской независимой музыки последних 30 лет и обнаружившего там массу интересного.


Десять или тридцать три?

Арляпов, шеф-редактор радиостанции «Эхо Москвы Томск», работает с сибирской музыкой уже много лет — у некоторых героев «11 главных релизов» он брал интервью еще в 90-х, работая на томском телеканале ТВ-2. Сегодня его музыкальные тексты выходят в первую очередь на страницах собственного интернет-издания «Новый рок», отметившего в прошлом году десятилетие. Он также активно участвует в томской музыкальной жизни в качестве диджея и организатора концертных событий — его можно регулярно встретить за пультом на мероприятиях «Кедрового саунда», а в нулевые он стоял у руля собственной диджейской группировки Nova Muzika Soundsystem и входил в творческую группу организаторов городского фестиваля «Муз-онлайн».

The Jack Wood

Текст о главных альбомах томской сцены был написан в рамках сотрудничества с фестивалем уличной культуры Street Vision и опубликован на портале «Томский обзор». Арляпов подчеркивает, что выборка альбомов — не столько попытка дать исчерпывающий срез истории томской музыки, сколько авторское решение: «Критерии отбора, вне всякого сомнения, донельзя субъективны». Цифра 11 — компромисс с редактором; заказывали десятку, а в лонг-листе Арляпова набралось аж 33 коллектива (полный список прилагается к статье). Сейчас автор работает над созданием расширенной версии своего материала, которая должна выйти в «Новом роке» в течение следующих месяцев.

Полоса препятствий

Среза музыкальной истории города, как мы уже говорили, в материале и не планировалось, зато вполне получилось обобщить кое-что другое. В тексте можно найти довольно убедительный дайджест всех тех проблем, которые приходилось преодолевать сибирским коллективам последние двадцать с лишним лет. Причем независимо от города.




Невозможность обзавестись студийной записью приличного качества (90-е) или действующими каналами для распространения своей музыки (в доинтернетную эпоху), постоянный отток талантливых людей в сторону столиц, превращающий запись альбомов в долгострои, растягивающиеся на десятилетие — какие-то группы сумели прорваться сквозь эту полосу препятствий, а кто-то так и полег там на творческой передовой. Текст Арляпова — как раз о тех, кто все же прорвался, несмотря ни на что. И с этой точки зрения в нем достаточно поводов для сдержанного оптимизма.


Отрывок

Как рассказывал в интервью журналу «Новый Рок» сам Шпуль (лидер группы S.P.U.L.), про лейбл ему рассказали ребята из томского проекта «Трансплантант», Володя Дронов и Миша Чердынцев, мол, есть несколько лейблов, которым можно по электронной почте демо отослать. «Я отослал на все адреса и с HHHP пришел ответ, написали, что понравилось, и что хотят послушать еще что-нибудь. Я выслал еще, и они прислали предложение с контрактиком небольшим, предложили издать альбом, заняться его распространением через Интернет и промоушном. Сейчас это кажется смешным, а тогда я просто не поверил: ни фига, все серьезно, контракт, Англия!». Сергей отослал демо-диск в Англию, но случился казус — на почте его так приложили печатью, что он треснул пополам. Англичане даже прислали томскому самородку фото сломанного диска в конверте. Пришлось отправить диск еще раз.

Читайте полную версию тут.