Старый добрый мелодичный песенный рок и где его искать

Року традиционно особенно везет — из всех музыкальных стилей его регулярно и с особенной настойчивостью порываются хоронить. Борис Борисович прощался с рок-н-роллом еще в 1983-м, Ленни Кравиц — в 95-м, а в 98-м к ним присоединился Мэрилин Мэнсон. Джеймс Мерфи из LCD Soundsystem еще в 2005-м слышал что-то о том, что «вы со своей группой продали гитары, чтобы купить вертушки». Юрий Юлианович в том же году на другом конце планеты посвятил русскому року эпическую отходную.

Року же все эти остроактуальные высказывания — как с гуся вода; у молодых парней на разных концах планеты руки все равно тянутся к электрогитарам. Примером тому — группы из нашей новой подборки. Самой взрослой из них неполных пять лет; самая молодая появилась на свет в этом году и уже успела благополучно сойти на «нет», оставив за собой след из трех (отличных) песен. Одни вдохновляются пост-панком, другие пост-гранжем, третьи просто следуют за внезапным озарением — но все существуют в контексте мелодичного песенного рока под электрогитару.


БУМАЖНЫЕ ТИГРЫ


Год основания: 2012
Город: Томск
VK, Bandcamp, Soundcloud

«Боже, тебе тоже нравятся фильмы Ардженто? Сожми мою руку в самых страшных моментах», — участники томского коллектива «Бумажные тигры» сошлись не только на общих музыкальных интересах (пост-панк, Motorama, Bauhaus), но и на любви к фильмам ужасов. Поначалу это чувствовалось и в музыке тоже: дебютную песню «Ночной дилижанс» гитарист Марк Войцеховский, один из двух бессменных участников «Тигров», описывает как смесь Гёте и группы «Утро». Но ко времени дебютного (и пока единственного) альбома «Ботаника» хоррор остался лишь милой деталью — мелодический романтизм, настоянный на большой любви к творчеству Стивена Патрика Морриси и Джонни Марра, вытеснил Фрица Ланга и группу Bauhaus.

Проект держатся на дуэте Войцеховского и басиста, а также вокалиста Ярослава Игна — они играли вместе еще до «Тигров», появившихся на свет семь лет назад после распада предыдущего коллектива Sarajevo. За это время группа успела побывать и трио, и квартетом, и коллективом-призраком тоже ― в 2015-м «Тигры» официально распались, а «Ботанику» выпустили уже приветом с того света. В прошлом году Игна и Войцеховский возродили проект и вернулись к его истокам в качестве дуэта. О своих дальнейших планах из соображений суеверности предпочитают не распространяться, но в декабре «Тигры» обнародовали новую песню «Праздник».


SONOGRAMS


Год основания: 2014
Город: Красноярск
VK

Отправной точкой для появления красноярского трио Sonograms стала совместная поездка в Москву на концерт Arctic Monkeys — именно тогда гитарист Евгений Строков и басист Дмитрий Данильчук договорились играть вместе. С «Мартышками», впрочем, Sonograms роднит разве что пристрастие к громким гитарам — пока англичане исследуют наследие британского мелодичного панка и переосмысляют мачо-рок и интеллигентную эстраду 70-х, красноярцы все больше засматриваются на американский гитарный рок середины 90-х, с его хрипловатой гранжевой прямотой и поиском компромисса между мощью гитарного саунда и мелодичной доступностью.

Sonograms — трио, и так уж вышло, что цифра 3 стала играть в их жизни особую роль. На три года затянулась работа над дебютным альбомом «Pollen», который музыканты решили записать самостоятельно от и до (вплоть до посильной физической помощи при постройке и оформлении студии, в которой проходила запись); группа за это время сменила трех барабанщиков (один их них сейчас играет в составе коллектива «Эрнесто заткнитесь»). В альбоме сходятся цепкие мелодии и пост-гранжевая гитара, панковский напор и шугейзовая мечтательность, звучат цитаты из Sonic Youth и Guns N’Roses. Занятно, что мост между двумя очень разными американскими рок-субкультурами прокладывает тридцать лет спустя на своей пластинке группы из Сибири.


NAIVE WAVES


Год основания: 2015
Город: Томск
VK, Soundcloud

Попробовать записать свои собственные песни томичи из группы Naïve Waves решили в январе 2015-го — тогда их вдохновляли коллективы вроде Franz Ferdinand и Kasabian. Влияние британской гитарной школы 90-х и 00-х — пожалуй, первое, что замечаешь в их энергичной и бодрой музыке. По крайней мере, культ прилипчивой мелодии, аккуратно передаваемый британцами из поколения в поколение со времен The Beatles, числит в своих последователей и Naïve Waves. «Мы группа из Сибири, играющая в стиле бритпопа. Просвещаем людей красотой гитарного звучания с заводными ритмами», — пишут о себе участники: Дмитрий Железов, Саша Сладков, Максим Мегион и Владимир Александров.

Группа, на данный момент существующая только как студийный проект, записала в 2017-м свой первый миньон, а в прошлом году засветилась на сборнике видного лейбла Masterskaya, запущенного Иваном Дорном. Еще у ребят есть клип, снятый на скейтборде. В планах на этот год — новый сингл, еще один клип и альбом.



ХАУНД


Год основания: 2019
Город: Новосибирск
VK

Инди-поп для гитары, баса и драм-машинки в мини-альбоме «0180» — пожалуй, лучшее за последнее время (возможно, не только в Сибири) выступление в столь непростом музыкальном жанре. «Что ты сделал в свои годы, чтобы приблизить скейты без колес?» — на дебютной записи новосибирского проекта «Хаунд» чувствуется небрежная, но внушающая симпатию усмешка, с которой ее лирический герой несколько равнодушно и свысока взирает на мир.

Вообще, пофигизм — во всех смыслах важная составляющая проекта. Трехпесенный миньон «0180» просто так в приступе молодецкой удали выпустил новосибирец Артем Липатов, гитарист группы «мертвоеморе»: «Это плод трудов трех дней. В понедельник проснулся и решил сделать такую штуку с грязным звуком, в четверг уже выложил в сеть». Развивать проект Артем не планирует: «Уже переключился на другой — делаем сейчас с товарищем электронно-танцевальную музыку. Условно говоря, Jamiroquai EDM». В таком жанре находки «Хаунда», в принципе, тоже пригодятся, но немного жаль — собственный взгляд Липатова на танцевальный рок с гитарой по-русски мог бы внести толику разнообразия в жанр, в котором последние несколько лет царят «Пошлая Молли» и Pompeya.