Омские фанки-биты, новосибирская ультралирика и кемеровское отчаяние
Русский рэп давно уже стал главной музыкой отечественной молодежи — и Сибирь в этом плане ничуть не отстает. Погружаемся в причудливый и непростой мир рэпа с сибирской пропиской, в компании любителей стильного инструментального олдскула и ветеранов контркультурного хулиганства, упаднических юношей и проповедников жаркого фанкового грува.



LTF расшифровывается как Light the Fuse — «поджигай запал». Так назвал свой сольный проект омский диджей Антон Иванченко. Любитель хип-хопа с двадцатилетним стажем, Антон входил в состав видной омской хип-хоп-формации Junkies Cru, с давнишних времен крутил пласты на вечеринках под ником AJ и объездил полстраны, выступая на диджейских батлах и мероприятиях. Вдохновляясь творчеством диджеев-музыкантов вроде DJ Shadow или Cut Chemist, склеивающих совершенно новую музыку из бесконечных сэмплов, собранных с редких пластинок, Иванченко завел сольный проект LTF, дебютировавший в 2015-м с одноименным мини-альбомом. Бодрый, стильный и осознанно-старомодный саунд привлек внимание к музыке LTF далеко за пределами Омска — несколько синглов проекта вышли на семидюймовках французского лейбла Black Milk Music, а дебютный полнометражный альбом с говорящим названием «Jazz Echo» выпустил этой осенью калифорнийский лейбл The Content (L)abel.



ВИА «Коба Чок», выпустивший по осени свой третий альбом «Сюрреалистичнйы реп» — настоящая институция маргинального сибирского рэпа. «Реп» — альбом-камбэк, вышедший после десятилетней паузы; в нулевых «Коба Чок» стал своего рода стартовой площадкой для целой плеяды заметных (интересующимся) деятелей сибирского (и не только) рэп-движения. Один из основателей коллектива Саня ККК с тех пор запустил россыпь собственных рэп-проектов — «Сашина плешь», «Всюду», Стил Кобра; его коллега Рома Сит, перебравшийся в Петербург, ведет около-литературную газету «Мешок из-под картошки», выступает с публичными чтениями и участвует в экспериментальных рэп-проектах вроде «Людей рэпа». Пожалуй, самый известный бывший участник группы — рэпер Саша Скул, половина дуэта «Бухенвальд флава», одного из самых скандальных коллективов страны, а ныне сольный артист.

«Сюрреалистичнйы реп» — воссоединение бывших участников (минус Скул), привычно-отчаянная и расхристанная запись, сделанная заметно повзрослевшими людьми; там, где раньше царила хулиганская удаль, теперь звучат горькие размышления об ушедшей молодости и сомнительной в плане общественного статуса зрелости. Стародавнее клише о том, что рэп — это голос улиц, в случае группы «Коба Чок» становится почти верным; просто их голосами разговаривают (и размышляют о собственной жизни) те кварталы и улицы, куда лучше не соваться. Это не то чтобы разговор от первого лица, а скорее такой театр упадка и жестокости, репортаж со злых сибирских улиц с последней пятихаткой в кармане пополам с худшими фантазиями о том, как нелегко бывает тем, кто эти улицы населяет, и солидной дозой сюрреализма. Настой сильный и бьющий прямо в голову — не каждому придется по вкусу, но распробовать стоит.



Еще один привет группе «Бухенвальд флава» — новый проект второго ее участника Дмитрия Гусева. Название группы в принципе довольно красноречиво говорит о ее намерениях — «Хай, родненький адик русский», заявляет Гусев в первой же строчке номера «Потусторонняя Русь», программной, в принципе, композиции. В отличие от того же «БФ», выступавшего скорее от лица опасных элементов, лирический герой «Ультралирики» занимает более созерцательную позицию — к тому же постоянно отвлекается от выставления неутешительного диагноза современной России на более близкие к телу зарисовки о злоупотребляющих друзьях или последствиях собственных злоупотреблений. На первом мини-альбоме «Ультралирики», вышедшем в прошлом году, было всего семь композиций, так что можно смело сказать, что коллектив пока еще ищет собственный уникальный язык.



«Спасает только тьма внутри» — таким эпиграфом украшен паблик кемеровского квинтета «Градиент». Это они в том смысле, что в основном только туда и смотрят — если предыдущие герои этого материала передают репортажи из сошедшего с ума окружающего мира, в процессе иронизируя, ерничая, скатываясь в отчаяние, то кемеровчане в первую очередь заинтересованы в дельфиновски-беспросветном разговоре с самим собой. «Мертворожденный», «Равнодушен», «Тяжело» — уже одни заголовки песен с их второго мини-альбома «Панельный квест» телеграфируют, что с «Градиентом» нам в основном будет мрачно и тоскливо. «Мое тело манекен», «Я перестала ощущать радость и боль» — «Градиент» заводит этот нелегкий разговор при помощи максимально прямолинейных и понятных слов, и эта брутальная честность вызывает уважение. К тому же у «Градиента» есть еще один козырь в рукаве — в постоянном составе коллектива числятся басист и гитарист, так что упаднический рэп коллектива усиливается и приподнимается над землей живой и шумной гитарой.



Еще один коллектив, сочетающий читку с живыми инструментами, на этот раз из Омска — название нужно переводить как «Рыба, полная ненависти». Подход, впрочем, кардинально отличается — если «Градиенту» достаточно мизантропически вязнуть в болоте собственной тьмы внутри, то эта «Рыба» полна не только ненависти, но и жизни и готовности еще побиться об лед. Группа сложилась вокруг Ивана Петухова — ветеран все той же омской команды Junkies Cru, что и Антон Иванченко, Петухов много лет продвигает хип-хоп и диджейскую культуру в качестве би-боя, эмси и диджея. Последние года два, правда, он занимается всеми этими прекрасными делами в Москве — что не помешало ему в этом году записать дебютный EP «Рыбы» в Омске, в качестве продюсера и одного из трех штатных эмси.

К трем рэперам в составе группы присоединяется гитарист Михаил Рубанков и ритм-секция омской группы «Сливджем». Главное оружие «Рыбы» именно дуэт басиста Гоши Пашнина и барабанщика Даниила Ваганова — с таким мощным фанк-роковым грувом, как у них, можно было бы читать, о чем угодно и как угодно, уже было бы отлично. Эмси коллектива, среди которых, кстати, есть и девушка, не торопятся почивать на лаврах их коллег — они раскручивают придуманные криминальные сценарии и размышляют о сути творчества, толкают олдскульные телеги об уличных выступлениях и придумывают себе супергероя. «Качает в такт головою братва» — констатирует Катя Иванченко в самой пробивной здешней песне «В такт», и штука в том, что не качать, в общем, практически невозможно.