Инопланетяне и хоккей: 8 фильмов, снятых в Омске

Ужасы на заводе, драма в глубинке и триумф на льду


После того, как мы объявили прием заявок на фестиваль Makers of Siberia Film Festival, мы поняли — пора начать серьезный разговор о том, что вообще сегодня происходит в сибирском кино. По просьбе «Мастеров Сибири» Николай Кондаков из омского издания «Не журнал» собрал подборку фильмов, снятых за последние плюс-минус 10 лет в Омске. Подборка, с одной стороны, получилась довольно разносторонняя — суровая семейная драма соседствует с хоррором про нападение космических пришельцев, а дальше начинается воодушевляющая документалка об одной из самых знаменитых хоккейных команд страны. С другой, с точки зрения того, кто именно снимает это кино, омская подборка выглядит довольно симптоматично для крупного сибирского города.
Вот энтузиасты жанрового кино, бесстрашно совмещающие низкобюджетные съемки с собственноручно нарисованными спецэффектами (которые с течением времени становятся все неотличимей от работ профессионалов в этой области). Вот телекомпании с уважительными документалки об известных лицах и явлениях городской жизни, вот детские студии с их трогательно-рукодельным творчеством. Вот большой бизнес, что периодически не против вложить солидные средства в создание масштабного проекта с красивой картинкой. Полноценной постоянно действующей киноидустрии из всего этого пока не складывается — но что изучить в рамках в подборки вроде этой, уже вполне есть.

Группа друзей сталкивается с инопланетными монстрами на заброшенном советском заводе. Фильм создавался на протяжении пяти лет, с 2007 по 2011 год. Интересно, что «Споры» сначала вышли в прокат в Канаде и Японии, и лишь два года спустя их показали в России. По словам режиссера фильма Максима Дьячука, омский фильм оказался никому не нужен из-за его низкого бюджета: «Он обошелся нам ни в миллион, ни в полмиллиона, а всего в четыре тысячи долларов».

Все локации в киноленте находятся в Омской области. Фильм снимался в поселках Ростовка и Черемушки, а также на территории Сибзавода в одном из заброшенных цехов. Продюсер картины Дина Грин рассказывала журналистам, что канадцы оценили визуальный антураж происходящего и не хотели верить, что локации были взяты из повседневной российской реальности, а не воссозданы командой прошаренных художников-декораторов.

Короткометражная драма о неполной семье, где тяжелобольная мать живет с непутевой дочерью. Фильм был снят в 2014 году в Омской области, в городе Исилькуль. В нем же прошел первый закрытый показ. Фильм участвовал в нескольких фестивалях — например, «Святая Анна» и «Черно-белая радуга», но полученными там призами похвастаться не может, только участием. В июне 2015 года «Мать» выложили в открытый доступ — там картина вызвала массу дискуссий среди зрителей и собрала уже более трех миллионов просмотров.

Документальная работа Алексея Петровского про художника Дамира Муратова, который готовит картины к триеннале современного российского искусства. «Беднотаун» Муратова — место в Омске очень известное. Это и место силы, и мастерская, и место жизни художника. Туда приходят самые разные люди, и взаимодействие с каждым по-своему дополняет образ героя, что делает его портрет более реальным.

Фильм участвовал в фестивале «Кинопроба» в Екатеринбурге в 2018 году и был частью программы «Ночи Музеев» в городском музее «Искусство Омска» в мае 2019 года. По мнению самого Петровского, в фильме удалось ответить на вопрос: «Из чего состоит сибирский художник?» и раскрыть особую, сибирскую метафизику творчества Муратова.

Сюжет короткометражного фильма разворачивается в постапокалиптическом Омске. В мире уже много лет распространяется сильнейший вирус, который воздействует на людей, лишая их сначала разума, а потом и плоти. Главный герой, возможно, является ключом к получению вакцины — но точно уверенным в этом фильме, где с помощью электронного кальяна герои вдруг на несколько минут проваливаются в видеоклип, нельзя быть ни в чем.

Съемки фильма заняли 8 дней. В целом же над проектом около полугода работала команда из более 150 человек. Авторам действительно удалось создать выразительный образ постапокалиптического будущего, в котором киберпанковский антураж красиво переплетается со знакомыми омичам локациями.

Омская телекомпания «12 канал» и поисковый отряд «ДоброСпас» сняли в Омске художественный фильм о спасении ребенка. В основу картины легли реальные события — в августе 2019 года в тайге пропал мальчик Коля Бархатов, его поиски длились 48 часов. В них участвовали около 600 человек, среди которых сотрудники МЧС, МВД и Росгвардии, а также два поисково-спасательных отряда, «Лиза Алерт» и «ДоброСпас».

Авторы фильма признавались, что хотели не столько буквально экранизировать историю поисков Коли Бархатова, сколько воспользоваться ею как возможностью поподробнее поговорить о том, как устроена работа поисково-спасательных отрядов. Для того, чтобы сделать почти двухчасовую картину максимально достоверной, съемочная группа провела неделю в глухой тайге Муромцевского района — в съемках были задействованы вертолет, болотоходы и команда кинологов. Действительно, получившийся в результате фильм скорее напоминает добродушное производственное кино о работе спасателей, нежели драматический триллер о поисках ребенка — хотя ближе к финалу имеется и немного неожиданный жанровый поворот, повествующий об опасном столкновении с бандой браконьеров.

Если не можешь покинуть Омск — преврати его в Найт-Сити! Короткометражка по мотивам популярной игры «Cyberpunk-2077» — уже второй в нашей подборке пример необъяснимой страсти омских кинематографистов к эстетике киберпанк-декаданса. Сюжет в фильме придуман свой собственный, но знатоков игры порадуют знакомые герои, вписанные в реальность модернизированных омских пейзажей.

По словам авторов, на подготовку и съемку проекта ушло около полугода, и еще столько же занял монтаж. В работе над фильмом были задействованы десятки людей и кошка Соня. Играют в фильме непрофессиональные актеры, а все костюмы сделаны вручную.

Рисованная биография Герберга Гензе, генетика и дендролога, одного из основателей омского дендрологического парка, занимавшегося акклиматизацией разных деревьев к суровым сибирским условиям. Это проект омской студии детской анимации «ОчУмелый мультфильм» ― 10-минутный мультик стал результатом почти полугодовой работы занимавшихся в студии школьников.

Работа вошла в цикл об особо охраняемых природных территориях «Сокровенная земля. Омская область» и стала финалистом окружного этапа Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards Сибирь 2022». В 2023 году вышло продолжение — «Большая трагедия маленького человека», над которой работали 25 школьников в возрасте от 10 до 18 лет.

После того, как стадион «Арена Омск» был признан аварийным, его снесли — и хоккейной команде «Авангард», оставшейся без домашней площадки, пришлось переехать в Балашиху. Владимир Познер — да, тот самый — приезжает в Омск, чтобы попробовать разобраться в феномене «Авангарда», узнать, каково было команде провести четыре сезона за пределами родного города, а заодно проследить историю строительства ледовой арены G-Drive.

Это фильм, в котором нет интриги, финал известен заранее — «Авангард», одна из главнейших хоккейных команд Сибири (а, может, и всей страны), вернулся домой. Эта предсказуемость, в общем-то, совсем не проблема — привлекательность более-менее любого спортивного кино держится на том, что зрители хотят видеть победы, и авторы «Возвращения» выходят на воодушевляющую, размашистую интонацию практически с открывающих титров. Реальность не торопится опровергать такой подход — в сезоне возвращения «Авангарда» домой новая арена G-Drive запрыгнула на третье место в списке самых посещаемых спортивных сооружений в Европе.