Наивная электроника и грустный саксофон: Альбомы января

Вечные вопросы, воображаемое прошлое и вопли из подполья

Что такое музыка Сибири? В Омске делают много электроники, в Томске предпочитают суровые гитарные жанры, а в Новосибирске есть лейбл, специализирующийся на ритуальном дарк-эмбиенте — прекрасно, но все эти наблюдения никоим образом не исчерпывают богатые и разносторонние сцены сибирских городов. В нашей новой рубрике «Альбомы Сибири» будем еще пристальнее, чем раньше, изучать мир музыки, произведенной в подотчетных нам городах, и раз в месяц представлять все самое интересное, что за этот месяц успело произойти. В дебютном выпуске — наивная электроника из Новосибирска, нойз-рок из Томска и блэк-металл из Красноярска.


Moroz 03 (Pluton records)


Новосибирск


Очередной срез сибирской электроники от новосибирского лейбла Pluton. В третьем выпуске, так получилось, доминируют коллективы из Омска. В большинстве композиций заметен уклон в 90-е — если судить по Moroz 03, то в Омске до сих пор особенно сильно любят IDM и трип-хоп. Любовь эта, впрочем, принимает довольно осмысленные формы — с IDM и трип-хопом участники Moroz работают интересно и неглупо.

Демонстрационная запись (Власть)


Томск


Шумный как бы дебют из Томска — группа новая, но имена знакомые. В составе «Власти» участники групп «Вхоре» и «Позоры» меняются инструментами и пробуют играть еще более отвязно и шумно — четыре грозных и грязных трека «Демонстрационной записи» оглушают гитарным шумом, расползающимся порой до неконтролируемых форм свободной импровизации. Самый, пожалуй, сильный номер — «Песня про детство».


Latitude (Caside)


Томск


Ностальгический чилл-вейв из Томска — мелодичный синтезаторный поп а-ля разноцветные 80-е подвергается различным манипуляциям, превращающим его натурально в трансляцию откуда-то из толщи времен. Звук плывет, голоса замедляются — получается такая фантазийная машина времени для путешествий по волнам поп-музыки, привет не столько из 80-х, сколько из нашего коллективного представления о них.

Ада (Priroda)


Новосибирск


Свежий релиз томско-новосибирского проекта Алексея Первякова, участника «Убийц», «Цайзер оркестра» и «Ультралирики». Среди тэгов, которыми отмечен альбом на Bandcamp, есть такой — «наивная электроника»; очень удачное определение для музыки Priroda. В представленных пьесах местами доминирует прямолинейный ритм, местами — эмбиентная воздушность, но объединяет все именно слегка наивная и мечтательная атмосфера, словно Первяков сочиняет альтернативный саундтрек для советской фантастики про школьников.


Who Want To The Stars? (Simon The First)


Новосибирск


Переиздание альбома новосибирского музыканта Сергея Батурина, записанного два года назад. Атмосферная инструментальная электроника на полпути от инструментального хип-хопа к полуночному трип-хопу — синтезаторные лупы, исполненные благородной печали, неспешные ударные, сэмплы грустного саксофона и диалогов из фильмов. Темная ночь души, вот это вот все — музыки, работающей в подобном ключе, много: у Simon the First она получается хорошо.

The Best of 2018 (Black Mara)


Новосибирск


Отчетная компиляция за прошедший год новосибирского лейбла Black Mara, специализирующегося на дарк-эмбиенте. Понятно, что тут происходит — подолгу (самый короткий номер — 5 минут, самый длинный — 25) тревожно гудят мрачные синтезаторные полотна, гуляют, как в страшном подземелье, призрачные вокальные сэмплы, неотвратимо сгущается мрачная атмосфера. Черная дыра на полтора часа. Но приятная.


Первый альбом (Сп***ли)


Красноярск


Ломовой панк-рок максимально прямого действия от ветеранов красноярского экстремального подполья — барабанщик Марк Знак стучал в Deafknife\Ultar, а басист Дмитрий Рябцун играл в Pizza Killers. В первом альбоме проекта с нецензурным названием — дюжина стремительных треков, выдержанных в классическом напористом духе хардкор-панка первой волны. Проносятся навылет за какие-то двадцать минут. Посреди этого реактивного шума трио успевает задаться вечными вопросами («Кто я?» и «Что мы после себя сможем оставить?»).

Banshee (Banshee)


Красноярск


Дебютный альбом красноярского девичьего трио, исповедующего мрачный и сырой, как сквозняк из подполья, пост-блэк-металл. Банши в названии фигурирует не зря — тут много кричат скорбно-страшными голосами, да и в целом царит атмосфера монохромной страшной сказки с плохим концом. Играют девушки довольно бесхитростно и просто, но эта сыромятная простота их музыка в конечном итоге играет им только на руку — кажется, что эти звуки вылепили прямо из земли.


Лицедейка, Pt.1 (Chikaga)


Новосибирск


Дебютный альбом исполнительницы из Новосибирска — полдюжины драматичных и эстетских песен, исполненных под фортепиано. Минимальными выразительными средствами тут разворачивается театр одной актрисы. Содержание у этой пьесы довольно привычное — день идет на убыль, я целую твои губы, кем я проснусь завтра утром — но страстная подача привлекает внимание. Если присмотреться к содержанию, то у всех одни и те же драмы, но это никак не мешает каждому проживать собственную остро и ярко. Именно эту индивидуальность переживания Чикага передает лучше всего — кажется, об этой девушке мы еще услышим.

Абстрактная любовь (Кирсанович)


Санкт-Петербург/Красноярск


Красноярск-Петербург-транзит — дебютный альбом красноярца Кирилла Кирсановича выходит на знаменитом питерском лейбле Ionoff Music, запустившем в большое плавание певицу Гречку (и огромное количество коллективов в плавание помельче). В «Абстрактной любви» ничего абстрактного нет — это прямолинейно-романтичный юношеский инди-поп со звездочками в глазах и припевами вроде «Убежим гулять с тобой». Есть номер с заголовком «Почти весна» — мелодичная и душевная музыка «Кирсановича» мастерски воссоздает это ощущение того, что весна не за горами.