Раз Дэвид Финчер смог, почему мы не сможем: Шорт-лист MOSFF, часть 2

Цветовые пятна, препарирование времени и съемки на Марсе


Показы фестиваля Makers of Siberia Film Festival все ближе — в Петербурге встречаемся с 13 по 15 октября (регистрация уже открыта!), в Сибирь едем с 28 октября по 26 ноября — и мы продолжаем рассказывать о фильмах, которые были отобраны в нашу конкурсную программу. В этой подборке говорим о документальном исследовании городской улицы, кинотанце, посвященному размышлениям о времени, жизненной истории, разворачивающейся на кухне обычного кафе, и комедии, снятой за 500 рублей по сценарию, который так и не написал Джеймс Кэмерон.
УЛИЦА СВОБОДЫ
Дарья Новикова, режиссер
Тюмень
Я создательница независимого книжного магазина «Никто не спит», участница Музея воспоминаний «Мы жили» — в этом проекте мы собираем истории захороненных на Текутьевском кладбище людей. Я локальная организаторка социальной франшизы Death Cafe в Тюмени, издательница и выпускающая редакторка двух сборников в поддержку жертв домашнего насилия «Не виновата» и визуального путеводителя по Тюмени «За углом». Я кураторка, недавно мы закончили с командой проект домашних выставок «По домам», где все желающие могли на один день превратить свою квартиру в музей.
Еще я художница и комиксистка. Я вырезаю комиксы, участвую в арт-движухах сообщества «Космическая корова», они делают комикс-читки. Свои комиксы я не рисую — я делаю коллажи, вырезаю их из разных обрезков бумаги, получается такой лубочный стиль, наив-арт. Еще у меня был проект фотографический и художественный, я рисовала дорогу. Я была кистью. Я была на Ольхоне, это самое сердце Байкала, ехать до ближайшего населенного пункта минут 30–40 — чтобы как-то себя увлечь, я взяла ручку и положила свою руку на бумагу, и дорога начала рисовать свой рельеф. Получилась такая причудливая карта местности, древние письмена. Так что для меня кино — это не тот медиум, которым я постоянно занимаюсь, моя деятельность междисциплинарная, на стыке всего и ничего.
Идея «Улицы Свободы» появилась очень давно — я участвовала в интенсиве «Снять за 72 часа», он до сих пор проводится, но его делают для тех, кто хочет снять короткометражку. Когда я участвовала, еще была секция для фотографов, а я тогда увлекалась уличной фотографией и пошла на имя — они привезли Артема Житенева, уличного фотографа. Тогда родилась идея снять про улицу Республики — в годы революции был шанс переименовать ее в улицу Свободы, но этого делать не стали. Это самая протяженная улица нашего города — если человек говорит: «Встретимся на Республики», это как «встретимся нигде», потому что это десять километров от промзоны до исторического центра Тюмени. Мне хотелось запечатлеть ее разность. Начало улицы Республики и конец — это разные люди, разные городские сценарии, разные вывески, все совершенно разное, но объединенное этой прямой. Тогда я пыталась сделать фотографии, у меня не складывалось, и я забросила идею в долгий ящик.
И тут я оказалась в лаборатории, которую Эрмитаж проводил совместно с «Родными городами». Изначально я должна была заниматься фотографией, а видео собиралась снимать другая участница лаборатории, Нара Биккина. У нее была старая камера, доставшаяся ей от родителей — она портативная, подключается как флешка к компьютеру. Но, когда мы обсуждали идеи, она ушла в диджитал, а я взяла ее камеру и пошла снимать улицу Республики.
Я достала идею о съемке улицы и подумала: «Может, попробовать из этого сделать видео?» Потому что мне нравится фокусироваться на движущихся объектах, ритме, я люблю цветовые пятна. Иногда это случайные вещи, а иногда мне нужен человек в красной одежде, и я могу очень терпеливо ждать на одном месте, чтобы дождаться этого человека. В этом проекте я не помню, чтобы я чего-то ждала — я просто фиксировала то, что меня окружает. Мне очень нравятся движения и ветер, я обожаю оградительные ленты, когда они вырываются из ограждения, они так прикольно на ветру шебуршат, я могу очень долго на это смотреть. Для меня это красота, эту обыденность я обожаю.
На самом деле, я не очень люблю снимать людей, у меня это не получается, мне это не интересно. Но они в фильме есть, для меня они как объекты в кадре, которые что-то делают. Еще в фильме есть дети — их я делала союзниками, потому что детей без разрешения родителей нельзя снимать. Они играли в футбол, я подходила, спрашивала разрешения снимать, они говорили, что можно. Интересно, насколько быстро они забывали о моем присутствии — они не делали ничего на камеру, они даже не смотрели на меня, как будто я слилась с пейзажем, я травинка, я столб. Мне кажется, это особенность нашей современности — везде есть камеры, ты быстро перестаешь воспринимать это как что-то необычное.
Один раз вышла женщина и спросила: «Что вы тут снимаете?» Одно дело, когда ты снимаешь на камеру телефона, это менее заметно; другое дело, когда у тебя видеокамера. И здесь мне очень помогло, что я детям рассказывала, зачем я это делаю — они ответили: «Все нормально! Нас снимают, мы хотим». В этом случае мне очень повезло родиться женщиной, я достаточно мило выгляжу. В нашей лаборатории парни иногда жаловались, что у них не получалось договориться, потому что есть стереотип «мужчина с камерой снимает детей», это вызывает вопросы. А когда девушка: «Ну, странненькая, снимает какой-то фильм». Ко мне было больше лояльности и доверия.
ВРЕМЕНИ НЕТ
Екатерина Теплова-Юрчук, режиссер
Полина Вязовая, режиссер
Томск
Полина: Я хореограф, танцовщица, педагог современного танца, а также перформер, соорганизатор арт-группировки «ТанцТоварищество». Это объединение томских танцовщиков, танцхудожников, которые интересуются исследованием движения и облачением его результатов в художественные формы, например спектакли, перфомансы, танцевальное кино. И еще я автор и продюсер фестиваля современного танца «И это, по-твоему, искусство?» — он проходит в Томске и его цель — это создание городского сообщества.
Я не занималась кино. Я увидела в 2019 году фильм «Анима» Тома Йорка и Пола Томаса Андерсона и обалдела, потому что увидела, как камера и тело, когда они работают в тандеме, могут создавать совершенно другие миры. Именно это меня привлекает в сцене — когда я начинала ставить номера, мне нравилось работать в жанре физического театра, потому что он позволяет уйти от шаблонов, привычных ожиданий, которые есть у людей от танца, уйти в оригинальный жанр. Можно создавать свои миры, но у тебя есть только одна плоскость сцены, это ограничивает возможности. В фильме «Анима» был создан мир, в котором другая сила притяжения, это было так круто.
Тогда я узнала, что есть направление «кинотанец», и что кинотанцы бывают совершенно разные. Все зависит от того, что находится в фокусе внимания режиссера — хочется ли ему поработать с локацией, или с драматической составляющей, или с исследованием пластики. В этом синтезе жанров есть преимущества — мы можем использовать инструменты кинематографа и влиять на время, на пространство, задавать точку зрения, а с помощью пластики можем создавать новые правила движения.
Екатерина: По первому образованию я актриса театра и кино, по второму режиссер театра и эстрады, и еще танцовщица. Поэтому для меня переход в то, что очень близко к этим профессиям, в кинотанец, был очень предсказуем. Другое дело, что долгое время была возможность оставаться в кадре, мне это нравилось и не хотелось переходить по другую сторону экрана. Но с образованием «ТанцТоварищества» пошел такой поток вдохновения, что стало понятно, что пора снимать. Надо пробовать и не останавливаться, надо показывать то, что есть в маленьких сибирских городах. Здесь классные ребята, классные процессы, и для творчества не надо куда-то уезжать, мы можем сами все создавать.
Полина: Что касается фильма «Времени нет», у нас с «ТанцТовариществом» в прошлом году был интерес провести лабораторию кинотанца. Как раз к нам обратились ребята из Сибирского государственного медицинского университета, и мы решили сделать коллаборацию.
Екатерина: Тема пришла само собой: время, препарирование времени, вращение. Объемная, интересная тема, в которую можно бесконечно погружаться. Я бы даже сказала, что наша задача была в том, как выбрать и сократить, потому что с этой темой работать можно бесконечно.
Полина: Мы в течение месяца с ребятами занимались — предложили им написать эссе о том, что такое время в их понимании и найти знаменитые фразы, которые отсылают к понятию времени. У некоторых ребят получились очень интересные тексты, и опираясь на них, не только по смыслу, но и по звучанию, по темпоритму, по звуку выбранных слов, мы создавали хореографию.
Это была настоящая лаборатория — не хореограф приходил со словами: «Так, я хореографию вам принес, делайте то, что я сочинил», а ребята сами сочиняли, а мы с Катей вносили какие-то правки, предлагали задачи. Из чего-то создавались дуэты, а из чего-то соло, трио, массовые эпизоды.
Екатерина: В этой работе нашей задачей было соединить танец и кинематограф. Не чтобы кинодраматургия отдельно, театральная история отдельно, и вдобавок какие-то танцы на камеру, а чтобы было ощущение сюжетности, ощущение, что танец — это та же драматургия. Чтобы не было деления: тут мы танцуем, тут мы играем, тут мы говорим. Все должно быть вместе, гармонично.
Изначально эти элементы существовали разрозненно — задача была собрать все в съемочные дни так, чтобы это превратилось в кино. Ребята до последнего момента не понимали, как это будет выглядеть, потому что в небольших городах привыкли вставать к стеночке и снимать танцевальные ролики.
Полина: Посмотрев, что у нас получается, мы стали думать, где это может происходить, и поняли, что это очень похоже на лабораторию, на какую-то станцию. Как раз у университета только что после ремонта открылся спортивный комплекс, там было много помещений, подвалы интересные. Я очень люблю пространства, особенно те, в которых еще ничего не снято. Когда мы увидели, что новое пространство подходит нам по теме, мы были безумно рады и согласовали там съемки.
Екатерина: Что касается технических моментов, часто все происходило на коленке. Таким маленьким командам, как наша, всегда не хватает денег не просто на зарплаты, а даже на оборудование, поэтому приходилось выкручиваться, что-то придумывать.
Полина: Кинотанец — это очень специфичное направление, ведь люди, которые не танцуют, не видят движение так, как его видят профессионалы. Наш видеограф Арина Захаренкова сама танцует, у нее есть насмотренность движения. А людям, у которых нет такого опыта, очень сложно снимать хореографию, они не понимают, что ловить. Операторы смотрят с точки зрения раскадровки, картинки, но при этом они не видят, хорошее это движение или плохое, подходящее или неподходящее, где надо было пойти за движением, а где остановиться. Движение снимать сложно.
Екатерина: Кинотанец — не настолько популярное направление, это все-таки жанр для узкого круга людей, которые погружаются в этот мир. Конечно, история кинотанца не такая маленькая, как нам кажется, работ не так мало, но мы видим только поверхность, какие-то сливки. Очень хочется нести эту культуру, самим развиваться в этом направлении, чтобы кинотанец стал более популярным.
МАРИНАД
Василий Слепцов, режиссер
Якутск
Я родом из Якутии, из города Якутск, Республика Саха. Отец четверых детей. В данный момент я фрилансер. В кино, в якутское кино я попал с 2014 года — работать начинал сперва администратором, а на втором проекте один актер не пришел сниматься, я его заменил, с тех пор я актер. Как снимать кино, я нигде не учился — я наблюдал, как работают другие режиссеры, актеры и так далее. Мне всегда хотелось рассказать свою историю, и я решил снять свой первый дебютный короткий метр.
Один раз был диалог с киношниками в «Ватсап» о том, в каком бы жанре, на какую тему снять фильм. Я писал: «Давайте про кухню». Практически все, кроме двоих, сказали, что из этого ничего не получится, тогда я решил взять и снять на такую тему. Почему никто не верил? Не верили потому, что я до этого ничего не снимал, это моя первая работа как режиссера, это в первую очередь был вызов самому себе. Но в команде, снимавшей фильм, все ребята с опытом, неоднократно работавшие в проектах.
Почему именно эта история? Это обычная стандартная история, которая может случиться с кем угодно. Я хотел, чтобы зритель ничего не выдумывал и в конце не строил теории. Понятная жизненная история. А почему кухня? Потому что я там работал в свое время, но не поваром, а курьером. Я бывал на кухне, общался с ребятами, так сказать, знаю кухню изнутри. Еду снимали по моей задумке, снимать про поваров и не показать еду — это преступление.
Я бы не сказал, что я режиссер, да и актером себя тоже не считаю, не учился на эти специальности. Но уверенность на следующие проекты есть, есть парочка идей на короткие метры, на полнометражный фильм даже есть сценарий, но нет продюсера. Хочу снять про работников скорой помощи, и вторая идея — про парня, который запутался в своей жизни и по дурости совершил преступление.
ИВАН САВЕЛЬЕВИЧ ТЕРЯЕТ ПРОФЕССИЮ
Кирилл Доровских, режиссер, сценарист, оператор, монтажер, актер
Томск
Мы небольшое творческое объединение под названием «Подошва затылка», состоящее из нескольких человек, которые когда-то учились в одном классе 67-й школы Томска. Изначально мы занимались написанием смешных рассказов про наших одноклассников и учителей, но в какой-то момент поняли, что нам нужно развиваться дальше. Идея снимать появилась после совместного просмотра фильма «Бойцовский клуб». Мы решили: раз Дэвид Финчер смог снять фильм, то почему мы не сможем?
Мы не имели навыков съемок, поэтому стали искать в интернете обучающие материалы и курсы. Не найдя подходящего курса, мы создали его сами и сами же на него поступили. Восхитившись профессионализмом преподавателей и разнообразием учебных материалов, мы стали думать над идеей фильма. Основным вдохновением для нас стал рассказ «Подошвы затылка» под названием «Качок-кабачок, или Kachimuchi Forever», который подробно разбирался на курсе. Главная героиня рассказа, злющая и толстющая географичка, каталась по ночному городу на мотоблоке. Мы решили, что главный герой нашего фильма тоже будет кататься по городу на чем-то необычном, и с ним будут происходить разные абсурдные приключения.
Сценарий нам должен был написать Джеймс Кэмерон, но, когда он прислал первую версию, мы поняли, что это полная фигня. Мы отправили его назад с требованием написать новый, но из-за забастовки сценаристов в Голливуде он отказался с нами работать, и нам пришлось писать сценарий самостоятельно.
За три дня он был написан, и мы стали искать актеров в интернете. Увидев сценарий, в нашем фильме захотели сниматься такие актеры и актрисы, как Леонардо Ди Каприо, Райан Гослинг и Натали Портман, но нам пришлось им отказать, так как мы сделали ставку на продвижение малоизвестных локальных актеров. Так на главные роли попали Савелий Иванов, Давид Асликян и Марина Третьякова.
Узнав о нашей идее, администрация Томской области выделила на съемки весь свой областной бюджет, но мы смогли уложиться всего в 500 рублей. Самое дорогое, что мы покупали для съемок — это пельмени. Более дорогие вещи доставались нам через знакомых. Чтобы сэкономить, мы решили снимать фильм на телефон. Проблема была в том, что ни у кого не было телефона с хорошей камерой, но затем неожиданно в носке Давида мы нашли телефон OnePlus 7 и приняли решение снимать на него.
Самым сложным во время съемок было собрать всех актеров в одно время, потому что все они были очень заняты, либо блевали бананами. Еще была сложность в поиске локации для сцены в заброшке. Дело в том, что сначала мы отсняли сцены снаружи заброшки, а когда пришло время снимать внутри, выяснилось, что она сгорела. Мы очень долго гуляли по разным заброшкам и искали ту, которая нам подходит.
Когда встал вопрос о съемках сцены на другой планете, мы стали искать подходящие варианты. Выбор пал на Марс, так как он находится достаточно близко к Земле, и ускорение свободного падения там примерно равно земному. Собрав космический корабль из найденных на заброшке деталей, мы полетели на Марс. Но после того, как мы отсняли кадры на Марсе, мы осознали, что они выглядят слишком дорого и выбиваются из общей атмосферы фильма. Тогда было принято решение вернуться и переснять сцену в Лагерном саду Томска.
Юмор и абсурд, конечно, важная составляющая этого фильма, но самое главное — это песня в конце, потому что я хочу максимально популяризировать творчество моей любимой рок-группы «Космонавтов нет». Слушайте группу «Космонавтов нет», и тогда все в вашей жизни будет хорошо.