Приятные мелочи обычного городка: Братск Александра Краснова

Прогулки по утрам и съемки без плана за упаковку сигарет


Александр Краснов — молодой фотограф из Братска (а также автор короткометражного фильма «Сон почтальона», вошедшего в программу нашего фестиваля). В его объективе — многоэтажки, панельки, советские автомобили, друзья и ритм города. Заниматься фотографией Александр начал еще в школе и сохраняет это увлечение до сих пор. Фотография для него — способ запечатлеть момент и запомнить себя и других такими, какими они были когда-то.
Путь к фотографии
Фотографией я начал заниматься, можно сказать, случайно. Летом 2017-го (мне было 16 лет) я часто гулял рано утром, когда солнце только-только вставало. Мне нужно было это время, чтобы побыть наедине с собой, внутренне зарядиться, проветрить голову, что-то для себя подметить..
Тогда же я вдруг перестал обращать внимание на облезлые, побитые временем дома и уродливые трубы вдали, из которых вечно валил дым вперемешку с выбросами. Я сосредоточился на приятных мелочах. Немного странно было осознавать, что красивые вещи вокруг меня были всегда — просто почему-то раньше я на них не обращал внимания. А когда я это вдруг осознал, даже почувствовал какое-то спокойствие, как будто что-то встало на свое место. Я с тех пор очень полюбил свой вид из окна и начал смотреть в него гораздо чаще.
На прогулках я любил включать какой-нибудь монотонный эмбиент и неспешно бродить по улицам, думать о своем. Безлюдные, теплые, полные зеленью улицы у меня вызывали тихий восторг. Особенно в это время суток мне нравилось небо. Чем больше я делал таких вылазок, тем сильнее у меня появлялось желание снять видео под какой-нибудь эмбиент, что я слушал в те дни, просто попробовать что-то сделать для себя. Качество тогда не имело никакого значения: мне очень хотелось передать этот покой. Сначала пробовал снимать на старенький Panasonic, но мне этого было мало. Тогда я одолжил у сестры цифровой фотоаппарат Sony, который лежал без дела много лет, но оказалось, что снимать на него видео было нельзя. «Что ж, ну тогда пофотаю, наверное. Потренируюсь в построении композиции», — подумал я.
К концу летних каникул моя семья узнала, что я начал фотографировать. Мне тогда было неприятно от этой новости: я был очень закрыт от семьи и не рассказывал о своих делах, потому что боялся, что им это все не понравится. Но случилось неожиданное: мне подарили Canon 700D (на который я снимаю по сей день). Отец вручил мне фотоаппарат и сказал: «Думаю, что-нибудь из этого получится». Даже не знаю, как описать свои эмоции в тот день. Это был один из самых важных подарков в моей жизни.
И вроде бы все, с фотографией, как мне казалось, можно было и закругляться, ведь на новом фотоаппарате я теперь мог спокойно снимать видео, как и планировал. Но все-таки решил заниматься тем и другим. И не пожалел.
Выбор сюжетов и отношения с городом
Я никогда не выбирал места заранее. Просто шлялся по городу без какого-либо маршрута и фотографировал все, что покажется интересным. Кроме стрит-фото, я часто снимал своих друзей. Здесь тоже все было довольно просто: брал фотоаппарат, собирался с друзьями и снимал, как мы проводили вместе время. Какие-то серьезные фотосессии я планировал очень редко и деньги за них не брал; максимум — упаковку сигарет. Помню, как друзья часто теряли меня из виду, поскольку я всегда отставал от них, чтобы снять со стороны. Позже они к этому уже привыкли.
В школьные годы мы с друзьями часто гуляли, ходили по гостям, ездили на дачу, чтобы отрепетировать там несколько песен. Такие моменты мне всегда нравилось снимать: в прошлое не вернуться, но и забывать прожитые дни не хотелось. Для меня важно время от времени вспоминать, каким я был раньше, какими были друзья и что мы чувствовали в тот период: это очень помогает разобраться в себе. И тут дело даже не в ностальгических чувствах. Ностальгировать по теплым дням, конечно, приятно, но если делать это часто, то можно очень легко пропасть.
Не сказать, что в городе много мест, куда можно сходить, да и пейзажи у нас довольно простые, если так посмотреть. Это самый обыкновенный сибирский городок, но, как ни странно, я люблю его, каким бы он ни был. Мне всегда было куда сходить и всегда получалось найти что-то красивое. Я рад, что все еще провожу здесь время. За эти годы я испытал много важных впечатлений, которые останутся со мной еще надолго, и этот список до сих пор пополняется.


Об образовании и других городах
У меня нет образования в фотографии, и я пока не знаю, хорошо это или плохо. Я вдохновлялся фильмами, живописью, музыкой, другими фотографами и что-то пытался делать сам. Ничего удивительного в этом нет. Некоторые талантливые фотографы, за чьим творчеством я слежу, дали мне много полезных советов в плане обработки и постановки кадра. Но в целом я никогда не считал себя профессиональным фотографом: я много чего не знаю и по сей день могу наделать кучу ошибок в работах. Это просто хобби. Как я уже сказал, меня больше интересовала видеосъемка: в этой сфере я себя чувствую гораздо свободнее и увереннее.
Конечно, глупо было бы, если бы мое творчество заканчивалось лишь на Братске. В других городах тоже удавалось снимать, пусть и немного. Из меня, признаться, всегда был плохой путешественник. Я бы с радостью съездил куда-нибудь, но пока не знаю когда. Сейчас я работаю оператором на местном телевидении — времени на поездки совсем нет.
Я учился в Иркутске и, конечно же, что-то пробовал снимать там. Но, увы, подружиться с городом у меня не получилось — там я делал это мало и неохотно. Мне нравился центр, но снимать его совсем не хотелось, а остальные улицы на меня всегда почему-то давили. Все время хотелось вернуться домой: наверное, это был не мой город.