Магия, манифесты и готика на дому


Две тысячи двадцатой довольно больно ударил по всем нам, но некоторым досталось особенно сильно — например, представителям индустрии культурных событий, у которых весь спектр деятельности схлопнулся практически целиком. Культурные люди, впрочем, не были готовы просто так сдаваться — если судить по активности, которую мы весь год фиксировали в нашей рубрике «Альбомы Сибири», то сибирские музыканты дали 2020-му довольно серьезный отпор, не переставая ни на секунду делать классную и необычную музыку. Сегодня наша очередь отблагодарить их за это и выбрать самое интересное.

новосибирск

У творческих людей чувствительные антенны — часто они могут предугадать что-то заранее. Новосибирский дуэт не то, чтобы специально собирался делать идеальный пандемический альбом — просто их базовый творческий метод конструирования своего звука дома вдвоем дал такие результаты, что в режиме общей самоизоляции они заиграли особыми, более яркими красками. Их рукотворный готический трип-хоп с фолковыми и экспериментальными нотками — музыка одновременно закрытая и богатая, минималистичная и детальная. Точь-в-точь как богатая внутренняя жизнь человека, вынужденно остающегося в одном и том же закрытом помещении.


омск

Девичье трио «Курица по-пекински» за этот год разрослось до квартета и выпустило всего две песни (записанные, правда, еще в прежнем составе) — но зато такие, по которым сразу слышно, как здорово они развиваются и растут. Музыка становится тоньше и сложнее, но и не теряет при этом своего позитивистского поп-заряда — очень крутая эволюция.


новосибирск

Молодой новосибирский дуэт пытается объять необъятное — с интересными результатами. Вторая пластинка «Нужное подчеркнуть» амбициозно рвется во все стороны сразу, придерживаясь формата «умеренно-изобретательный электро-поп с песнями». Дуэт вплетает в свой саунд элементы трэпа, драм-н-бейса, индастриала, гитарного рока, отмороженного техно, многоголосицы имени группы IC3PEAK и так далее. Есть даже нечто вроде иронического творческого манифеста, который прекрасно подойдет всем, кому не сидится без дела — в том смысле, что на идиотский вопрос «тебе, что, больше всех надо?» тут отвечают решительным «а то».


бийск

Бийское трио знает какой-то важный секрет, который многими утрачивается с годами и опытом. «Когда ты никто, тебе можно все», — радостно орут они на своем третьем мини-альбоме и приходят к выводу: «Останусь никем». В своей музыке им удается подключиться к той самой первородной шумной энергии рок-музыки, ради которой ее только и имеет смысл играть — когда сочетание пары простейших аккордов, несложного ритма, громких коллективных воплей и бесконечной веры в действенность всех этих приемов дает чистое экстатическое электричество, музыку, от которой так же хочется орать, прыгать и жить.


томск

Когда пишешь о музыке, есть масса вещей, которые могут иметь значение помимо непосредственно музыки — энергия подачи, текстовая позиция, концептуальная сторона записи, интересная работа с жанрами и так далее. «Moments of Presence» — наверное, максимально музыкальный альбом в нашем топе, ведь это история, построенная исключительно на взаимодействии исполнителей в рамках коллективной импровизации. Возможно, многим слушателям размашистые импровизации Strangelet Trio (альбом, записанный во время живого выступления, состоит из трех эпических номеров от 14 до 25 минут длиной) могут показаться слишком абстрактными, но тут есть и потенциально образовательный момент — да, музыка, создающаяся ради самой музыки, часто может звучать именно так.


красноярск

Красноярский электронный музыкант Александр Логин вдохновляется советской утопической фантастикой, но в основном на уровне идей. Звук его альбома тоже смотрит в прошлое, но немного иное — тут нет никакой ретро-футуристической эстетики советских 60-х с их наивными синтезаторами. Скорее Логин черпает звуковое вдохновение в интеллигентной электронной музыке 90-х — в индустриальной звуковой архитектуре Autechre, в тревожной аналоговой сентиментальности Boards of Canada, в том, как джазовое наследие преломлялось в ритмических конструкциях олдскульного хип-хопа и гиперактивных экспериментах Squarepusher. И здорово, что эти изыскания в области саунда соединяются на альбоме с идеями из советской литературы — никакая культура не существует в изоляции, все, как говорил по несколько иному поводу один поэт, переплетено.


барнаул

От простого к сложному «Ресентименты» идут не самым очевидным сегодня путем. Взяв за основу форму песенного гитарного инди пост-хардкорных корней, довольно распространенную сегодня среди гитарных групп, они затем аккуратно расширяют ее изнутри при помощи чистого инструментального мастерства. То есть с точки зрения песенного материала тут нет ничего такого, что не было бы освоено какой-нибудь группой «Пасош». Однако то, как этот материал подают здешние инструменталисты, в особенности дуэт гитаристов, делает «Ресентименты» группой с сугубо индивидуальным почерком.


красноярск

В музыке группы «Жарок» есть что-то неуловимо неправильное, странное — если разобрать ее на составляющие, каждая из них сама по себе будет вроде бы вполне понятной, но вот сложены они каким-то довольно индивидуальным образом. Может, дело в некоторой внезапной торжественности голоса, немного контрастирующей с привычным синтезаторным звуком. Или в общем настроении, таком отстраненно-художественном взгляде на реальность, придающем песням группы этакий магический флер, словно это поп-музыка из другого, созданного чьим-то причудливо настроенным воображением измерения. «Одной ногой в комнате, другой я не знаю где», — поют они сами, и, кажется, главное, что так цепляет в «Жарке» — это именно та самая другая нога, которая неизвестно где.


новосибирск

Никита Чепурной, один из основателей лейбла Echotourist, отправляется в звуковое путешествие по волнам жанров, когда-то его покоривших. В основном это касается свежего взгляда на всевозможные электронные (и около) звуки 90-х — брейкбит, драм-н-бэйс, IDM, эмбиент, олдскульный хип-хоп, всякое такое. Но в то же время Чепурной идет дальше сквозь время и внимательно и с большим интересом смотрит туда, где стоят жанры, вдохновлявшие артистов того времени — психоделический рок, соул, джаз и так далее. Получается такой чрезвычайно захватывающий персональный вояж сквозь время и музыкальную историю.


омск

Егор Федоричев, единственный участник этого проекта — человек разносторонний. Художник, оформлявший обложки отечественным панк-музыкантам и участвовавший в «Немоскве», музыкант широкого спектра интересов, входивший когда-то в творческую группу знаменитого музыкального спектакля «Копы в огне» в качестве битмейкера и записывающий на досуге шумовой эмбиент. В «Союзе озверелых» Федоричев практикуется в яростном пост-панке для драм-машины, хриплого вокала и бесконечных слоев шумной гитары, который черпает вдохновение в наследии сибирского панка — скорее идеологически, впрочем, нежели через прямое копирование звучания.


красноярск

Электронные зарисовки красноярца Александра Пустынского, несколько отступающего на этом релизе от своего привычного звонко-пасторального подхода. На «Scenes» в звучание Ajokki прокрадывается абстрактный холодок, глитчевая колкость — из композиций тут и там выступают острые углы, возникают и сменяются резко очерченные архитектурные формы. Словно вынесенные в заголовок альбома сцены разворачиваются где-то в безбрежных льдах Антарктики, где сталкиваются огромные льдины самых немыслимых форм и размеров — и делают это с величественной и гипнотизирующей красотой.


томск

На джазовую территорию сибирские музыканты выбираются не так уж и часто. «Немой» — вовсе не джаз-бэнд в классическом понимании, но джаз тем не менее для них весьма важен — в конце концов, речь о коллективе, в котором одним из лидирующих инструментов является саксофон. На «Урагане» разворачивается инструментальная музыка, примерно в одинаковой степени обращающаяся к джазу, минимализму и пост-року — ритм-секция плюс фортепиано и саксофон выстраивают в диалоге пространные композиции, словно стремящиеся объединить в себе доходчивую мелодическую выразительность музыки для саундтреков и благородную сдержанность минимализма. «Ураган» всю дорогу качает на этих качелях между двумя полюсами — и совсем не укачивает, отметим.


красноярск

Кто бы мог подумать, что в XXI веке формой музыки, наиболее близкой к высокой культуре в ее традиционном, школьно-образовательном понимании, внезапно окажется блэк-метал? Судите сами — новый альбом проекта гитариста и вокалиста Георгия Габриэляна знакомит слушателей не только с творчеством русского поэта Максимилиана Волошина, на стихи которого написано большинство здешних песен, но и, например, с принципами симфонической музыки, на примере возникающего на альбоме время от времени вполне Вагнеровского оркестра. Впрочем, главная ценность этого альбома, конечно, не в его образовательном потенциале, а в том, что это грандиозное металлическое полотно эпических пропорций.


новосибирск

Новосибирский коллектив изъясняется как будто бы языком ремикса — их вокальные линии звучат так, словно их изъяли из шугейза или засыпающего дрим-попа, но вокруг них разворачивается ритмическая исследовательская электроника, интересный коктейль из техно, синти-попа, IDM, экспериментальный музыки и всякого такого. То есть в сердце музыки Sphecidae живет некоторый контраст, между голосом и манерой пения и выстроенным вокруг них звучания — и этот контраст отлично держит внимание в течение всего альбома.


красноярск

Шумный красноярский коллектив увлекается американской музыкой середины 80-х — когда коллективы вдохновились энергией панка и яростью только народившегося хардкора и соединили их с приемами из арсенала экспериментальной и этнической музыки: альтернативными настройками инструментов, минималистическими композиционными структурами, гипнотическими ритуальными ритмами. Альбом «Бескультуры» и правда звучит, как смесь рок-концерта с каким-то эзотерическим ритуалом, причем второй как будто бы постепенно вытесняет первый — под конец реально уже не остается никаких песен, а только экстатический электрический грохот.