Фьорды, сюрреализм, танцы в аптеках

В рубрике «Альбомы Сибири» мы раз в месяц с большим интересом разгребаем накопившиеся запасы новой музыки с сибирской пропиской. Сегодня узнаем, чем нас порадовал июнь — а порадовал он нас танцами, девичьими голосами, разнообразно проявляющимися джазовыми мотивам, а также экспериментами с фолком и любопытно устроенной электроникой.


Лили (Лем)


Новосибирск


#альтернатива #рок #шугейз


Группа «Лем», новый проект вокалистки Таи Галковой, активной участницы новосибирской альтернативной сцены, именует свою музыку «сюрреалистический поп» — что на практике означает в основном мелодичный и атмосферный альтернативный рок для яркого женского вокала и гитары с приличным количеством примочек. На «Лили» всего четыре песни, но есть ощущение, что «Лем» пока только разминается и ищет себя — даже в этих скромных рамках у них находится и альтернативный поп-хит, который хоть сейчас на МТВ («Про Аустерлиц»), и исследовательский почти-что-прог («Про рыбака»). Интересно, что будет дальше.

At a Distance (Re:Wind)


Омск


#эйсид-джаз #красиво #басит


«Все будет хорошо» — утешает нас омский коллектив Re:Wind в первом же треке своего мини-альбома и подкрепляет эту мысль позитивно-расслабленной музыкой. Это, в общем, эйсид-джаз, с атмосферными клавишными и приятным женским вокалом, только ритм-секция у Re:Wind стремится не столько к лакшери-поглаживаниям, сколько к внушительному, почти рокерскому рокоту. Этот звуковой и концептуальный диссонанс не позволяет музыке коллектива скатиться в саундтрек для кофеен, и это приятно.


Альбом №6 (Tuna Can)


Омск


#экспериментальная #джаз #шум


Экспериментальный омский ансамбль выпускает кассету на американском лейбле. «Альбом № 6» — серия грубоватых, словно набросанных углем на стене пещеры, джаз-рок импровизаций для рокочущей ритм-секции, гитары и саксофона. Во главе угла тут не виртуозность, а примитивный, гулкий грув — чтобы это подчеркнуть, собственные композиции Tuna Can разбавляют обрывочными сэмплами традиционной африканской музыки. Есть хорошее слово «тащит» — вот та музыка, что играют Tuna Can на этом альбоме, действительно тащит.

Расст(ава/оя)ние (Нужное подчеркнуть)


Новосибирск


#инди-поп #электроника #романтика


Дебют новосибирского дуэта — ломкий и скромный инди-поп про чувства и связанные с ними сложности. Тонкий девичий голос, дневниково-открытая лирика, плюс рудиментарный электрический поп, сделанный разреженно и лаконично, словно для того, чтобы дополнительно подчеркнуть свою домашнюю и рукотворную сущность. «Поп» здесь, конечно, имеется в виду в довольно широком смысле — ритмы вроде простые и вполне танцевальные, но настроение скорее меланхолическое.


Приближение (Pleroma Orchestra)


Томск


#пост-рок #пост-фолк #пост-апокалипсис


Дебют интересного ансамбля из Томска — назовем то, что они делают, экспериментальным фолком. Центральную роль тут играют инструменты и мелодии, характерные для фолка (акустическая гитара, балалайка, различные дудочки), но сверху на этот костяк накручивается много интересного: сэмплы голосов, словно пробивающихся сквозь толщу времен, эмбиентные гудения, разлетающийся жутковатым эхом блэк-металлический вокал. Получается такой фолк постапокалиптического мира, музыка, словно собирающая новую себя по частям из имеющихся под рукой обломков «пустыни реальности». В попытке воссоздать якобы утраченное (меланхолично-торжественная атмосфера тут и впрямь такая, словно отпевают целый мир) Pleroma Orchestra регулярно хватается за слишком уж доходчивые приемы — душещипательные аккорды, обкатанные легионами пост-рок групп, сэмплы Бродского, читающего собственные стихи. То есть их центральный метод смешения человеческого (гитары, фолк) и постчеловеческого (сэмплы, гул), пожалуй, интереснее их композиторских решений.

Q (Qantabrika)


Томск


#фолк-рок #этно-фьюжен


Дебютный альбом зажигательной томской банды, увлеченной интересным занятием — ловким стиранием границ между фолком разных народов и современной рок-музыкой. Русские, украинские, грузинские, цыганские и прочие песни вплетаются в бодрые рок-аранжировки — получается чрезвычайно энергичный гибрид широкого применения, в том смысле, что можно хоть сейчас и на любой рок-фестиваль, и на любой этно-фестиваль, свою аудиторию этот коллектив найдет и там, и там. Рок-составляющая у Qantabrica будет, пожалуй, устроена попроще этнической, но это уже мелочи — основная сила тут именно в сочетании, в том, как две стороны подпитывают и трансформируют друг друга, и в этом плане эффект получается беспроигрышный. Плюс у группы имеется сильнейший козырь — вокалистка с драматичным именем Рамона Шторм. В нем, как понимаешь по знакомству с альбомом, если и есть художественное преувеличение, то совсем небольшое.


Нелюбовь (Elele)


Томск


#инди #электроника


Звонкая романтичная инди-электроника от томского дуэта — немного техно, немного трэпа, чуточку инди и фолка, плюс пунктирные поп-мелодии и легчайший женский голос. Elele довольно ловко устраиваются в довольно любопытном месте — вроде бы ничего удивительного в тех жанровых ингредиентах, что они сводят вместе, нет, но сочетание получается индивидуальное, мало на что похожее.

Pray for 391 (ASTAP)


Красноярск


#хип-хоп #джаз


Уютный сеанс старорежимного инструментального хип-хопа от красноярца Александра Астапенко. Тут все по старинке — неспешный качовый бит, джазовые сэмплы, скретчинг в легких дозах. Велосипеда, может, Астапенко и не изобретает, но та его модель, которую он собирает своими руками, едет уверенно и выглядит славно, хоть и знакомо.


Мотылек (TeplovisoR)


Красноярск


#техно #танцы


«Мы зашли в аптеку и танцуем техно» — интонация, с которой эта фраза произносятся, важнее самих слов: утомленная, меланхолическая, словно происходят описываемые события глубоко за полночь, где-то на полпути между клубом и домом. Красноярский проект делает на прямых техно-ритмах что-то интересное, слегка отстраненное — выкрути все инструменты и вокал погромче, и получится танцевальное индастриал-техно. Но TeplovisoR не торопится выкручивать — проекту приятней удерживать все в таких заторможенных рамках. Тут есть трек под заголовком «Сомнамбулия», и это хорошее описание подхода TeplovisoR; в какой-то момент в альбом вторгается гулкий гитарный рок, но сделан он также сомнамбулически.

Электролит (Электрощит)


Омск


#импровизация #техно #даб


Импровизационная электроника из Омска — трое музыкантов собрались вместе, без четкого плана, но с инструментами, и отправились в путешествие. Все трое, кажется, изо всех сил стараются не пережать — тут есть техно-пульсации и дабовые басы, но в целом «Электрощит» все время норовит уйти в пунктир, в легкую размытость и недосказанность. Музыка словно немного дразнит тебя, воплощаясь не до конца, намекая на что-то, но постоянно уходя в последний момент от прямого ответа. Этот призрачный процесс придает мелодиям любопытную динамику — эта недосказанность скорее привлекает дополнительное внимание, усиливает желание вслушаться и разобраться. Не всякая электроника умеет так.


Ужасное поведение (Сукин сын)


Омск


#панк #психоделия #токсичная-маскулинность


Наши старые (не)добрые друзья из омской группы «Шумные и угрожающие выходки», вокалист Егор Древлянин и барабанщик Сашенька Висельник, состоят в еще одном проекте — в котором вместе с еще двумя товарищами гоняют расхлябанный гитарно-психоделический панк с мрачной стороны русской токсичной маскулинности. «Ты кому-то улыбалась отвратительно, дешевея в цене» — герои жутковатых (а порой и предельно жутких) песен-очерков Древлянина неизменно находятся в болезненно-обсессивных отношениях с женщинами и чувствуют себя лишенными того, что им должно принадлежать по праву. Действия, вызванные ощущением подобного рода, нам хорошо знакомы — и хотя «Сукин сын» регулярно уходят в совсем уж лютый гротеск, песни их в любом случае больно попадают в предельно оголенный нерв сегодняшнего дня.

Nøkken (Canamo)


Новосибирск


#эмбиент #тревожно #исландия


Дебют новосибирского музыканта вдохновлен историей и фольклором Исландии — к релизу прилагается отдельный файл, объясняющий происхождение всех использованных названий и общую канву. Читать это интересно, но, в общем, необязательно — кинематографический шуршащий эмбиент Camano и сам по себе, в отрыве от проецируемых на него подходов и концепций, обладает достаточной выразительностью. Это вкрадчивая, взвешенно-лаконичная музыка, состоящая в основном из шепотов, шорохов и капель — идеальный саундтрек для агонизирующе-медленного наезда камеры на то, как в ткани будничной реальности в каком-нибудь приличном мистическо-фантастическом сериале («Тьма», «The OA», в таком примерно ключе) приоткрывается дверка в странное.