Движение, напряжение, Бродский


В музыкальной жизни Сибири что-то потихоньку меняется к лучшему — тут и там начинают проскакивать анонсы первых вечеринок и концертов, ура. В рубрике «Альбомы Сибири» мы пишем про другое — с чем особых перебоев, спасибо трудам и стараниям сибирских музыкантов, не было, но не можем не радоваться такому повороту событий. Музыку нужно играть, под музыку нужно плясать, в этом мы абсолютно уверены — без живого контакта между исполнителем и слушателем что-то невероятно важное все же теряется. Так что давайте поднимем бокалы или что там у кого есть за возвращение концертов — и, конечно, пожелаем всем не забывать о здоровье и безопасности.

томск

На дебютном мини-альбоме томского дуэта — три песни, записанные, как сообщается в сопроводительном тексте, в сыром подвале. Подвальность чувствуется в основном в том, как записан голос, действительно звучащий словно из просторного помещения где-то под полом — занятно, что музыка при этом особой сыростью похвастаться не может. В подвале, как чисто инстинктивно кажется, должен звучать какой-то сырой гитарный пост-панк, с огромным количеством дисторшена — «К сожалению» же исполняют такой мрачноватый атмосферный поп, собранный из трип-хоповых битов, гудящих синтезаторов и аккуратной гитары. Ключевое для этого альбомчика слово — «атмосферный»; это музыка, заточенная под меланхоличное настроение и ловко сконструированная под него. Без сэмпла Бродского, читающего «Не выходи из комнаты», впрочем, можно было бы обойтись — в смысле, нет, что ли, больше других стихотворений на свете?


новосибирск

Новосибирский коллектив The Ear интересно шатает из стороны в сторону. Начинали они с более-менее традиционалистского металлического звучания, потом изрядно разбавили его экспериментальной электроникой, придя к диковатому шумовому гибриду. На новой записи маятник качается еще дальше — The Ear тут практикуются в мрачной и неспешной электронике, преимущественно вдохновленной вичхаусом, в которую затем точечно инсталлируются элементы гитарной музыки. Это густая, смолистая, тягучая музыка, которая отдает предпочтение постоянному накапливанию напряжения — низкие частоты, замедленные темпы, индустриальные шумы, общая атмосфера столкновения крупных искусственных объектов, воспроизводимого в замедленной съемке; словно авианосец врезается в порт, сминая портовые краны, только медленно, грациозно и с невыразимой пугающей красотой.


тюмень

Новая порция классически устроенного техно от тюменского музыканта Глеба Орехова. Запись называется «Движение», и, кажется, это название следует понимать, как движение назад, в прошлое — Орехов тут словно старается максимально точно вернуться к истокам техно, сделать запись, по минимуму отходящую от канонов. Саунд у Орехова получается чрезвычайно приятный — особенно удается бас; но композиционно все же тут все довольно скупо — музыка строго для пуристов и классицистов от техно. Такие наверняка есть.


томск

Экзистенциальный электропанк из Томска — отчаянные тексты о неустроенности и обреченности свободного человека в современном обществе, выкрикиваемые под заполошный и шумный синтетический панк. «Копку» делают двое парней, Иван Чеботарев и Саша Цайзер, и «Путь крота» выдает в участниках людей одновременно неравнодушных и склонных к некоторому упадническому цинизму. Их протест — не столько выход революционера против неправильного режима, сколько бунт человека против бессмысленности существования, прописанной в базовых настройках. Не то чтобы это была новая тема для того же Цайзера, до этого изучавшего ее в сольном проекте «Цайзер Оркестра», но есть и развитие — «Копка земли» набрасывается на нее с гораздо большей энергией и яростью. Мы, может, и обречены, говорит нам «Копка земли», но прежде чем нас неотвратимо поглотит бездна, давайте хотя бы от души в нее поорем.


барнаул/бийск

Дебютный мини-альбом бийского панк-трио Mrzolin в прошлом году произвел на нас такое впечатление, что оказался в нашем итоговом топе — тем интереснее наблюдать за эволюцией группы. На новом сплите с барнаульскими металлистами «Sunhurt» Mrzolin предстают сосредоточенными и шумными, тяжелыми и полностью инструментальными — это уже не сияющий пост-хардкор про погоню за эйфорией молодости, это кряжистый, весомый и довольно заковыристый гитарный рок, вдохновляющийся стоунером, нойзом и группой Black Sabbath. Радостных воплей в несколько глоток, за которые нам так полюбилась группа, тут нет, зато есть сосредоточенная работа над собой, что тоже классно. Не исключено, что это так действует влияние партнеров по релизу — барнаульского дуэта, дающего мощнейшего сладж-дума. На сплите каждый коллектив представляет всего по две вещи — можно было и побольше, в общем.


иркутск

Серия инструментальных хип-хоп зарисовок из Иркутска. Все более-менее по классике — неспешный бит, сэмплированные фразочки из старых фильмов и атмосферно-богатые музыкальные темы с их саундтреков (с участием арфы, флейт, фортепиано, скрипок и прочих роскошеств). Ну, то есть, да — набор более-менее базовых приемов изучен и освоен на отлично, а вот надстройки, того уровня, в котором музыканты вылепляют из освоенного индивидуальное, пока немного не хватает.


тюмень

Дебютный альбом тюменского трио, многое о котором могут сообщить уже сами заголовки песен — «Босиком по мостовой», «Чужие сны», «В этом городе», «Ночь». Тут живет возвышенно-одухотворенный поп романтически настроенной молодости — светлые эмоции, мажорные аккорды, обязательное сочетание фортепиано и скрипок, в таком духе. Синтетические ритмы тут потихоньку клонят эти песни в сторону танцев, но общее настроение немного другое, либо созерцательно-меланхоличное, либо возвышенно-мечтательное. Периодически возникает ощущение, что желание спеть что-нибудь немного перевешивает возможности сказать что-то действительно содержательное в песне (см. тотально необязательный номер «Княжна») — да и в целом перед нами скорее группа в поиске собственного голоса.


красноярск

Размашистый блэк-металлический эпос красноярца Георгия Габриэльяна (при неоценимой помощи барабанщика Владимира Фоменко из Новороссийска), концептуальный альбом, посвященный неотвратимому течению времени. Хотя в записи участвовало всего двое музыкантов, Габриэльян не стремится к минималистичному и сырому звуку. Наоборот, ему интересней масштабность и плотность, создание многослойного звукового полотна — рядом с грозовыми гитарными риффами тут есть и красивые акустические пассажи, и временами эпические клавишные, и торжественные инструменталки, открывающие и закрывающие этот альбом.


томск

Любопытно, что среди сибирских музыкантов складывается уже целая прослойка людей, занимающихся тем, что можно условно и обобщенно назвать «киномузыкой». В смысле, основное место, где можно встретить музыку, подобную той, что сочиняет Станислав Артемьев (или Ефим Мыльников, или Дарья Шахова) — звуковые дорожки современных фильмов; их любят озвучивать такими одновременно простыми и эффектными музыкальными темами, осваивающими максимально доступные и понятные рубежи неоклассики и электроники. Проникновенная мелодия на фортепиано, положенная на приятный электронный пульс, такой тут рецепт — и если тот же Мыльников, к примеру, больше склонялся в сторону гудящей атмосферности и мрачности, то Артемьев предпочитает легкость и доступную эмоциональность; музыка не к пост-апокалиптическим фантазиям Дэнни Бойла, говоря иначе, а к романтическим драмам про большие чувства.


красноярск

Молодой красноярский квартет (в августе будет год) делится своей первой записью, такой же наивно-бесхитростной, как их названия. Песни тут пишет вокалист Данила Филиппов, и получается у него в основном такой простодушный инди широко распахнутых юных глаз — четыре аккорда, средний темп, тексты вроде: «Субботним вечером пойду гулять под снегопадом, свалюсь в сугроб и буду мечтать». Все это звучит невероятно мило и простодушно — идеал группы, которую надо заводить лет в 18.


омск

Еще одно затяжное путешествие на край нойза от омского братства, сложившегося вокруг лейбла Дмитрия Лапутина Crumbnoise. Играют все свои — на ударных Антон Гудков (Flageda), на гитарах — Егор Федоричев («Союз озверелых», Flageda), Михаил Колесник (#PRSCHKNN) и сам Лапутин. Вчетвером у них выходит свободный нойз-рок минималистичной конструкции, но эпического размаха — три здешних номера суммарно покрывают 40 минут, даже при демонстративно репетитивном груве, немножко похожем на заевшую пластинку. Квартет (название составлено из первых букв фамилий участников) исследует возможности и формы своего гитарного нойза сосредоточенно, без спешки и желания обязательно понравиться кому-то, кто заинтересован во взаимодействиях их гитарных тембров меньше, чем они. Это, в общем, такая музыка старателей, целенаправленно и угрюмо добывающих звуковую руду — очень интересный процесс, если правильно на него настроиться.


красноярск

Дебютная запись 19-летнего красноярского электронщика Георгия Жохова. Тут всего понемногу — есть меланхоличный гэрридж, атмосферный чиллаут, шершавые эмбиентные синты, залихватские брейкбиты, путешествие от веселья до грусти. Жохов пробует разные электронные стили примерно как пловец трогает воду ножкой — подойдет ли, надо осторожней. Уже видно, что он умеет создавать настроение и уверенно работает с многослойностью звука — но пока это все же в основном общие места, часть коллективной почвы электроники, над которой всходят и распускаются цветы по-настоящему самобытных артистов. Но почва плодородная, да.