Мечты, анекдоты, лежишь пережеванный


Одна из идей, которую можно встретить не раз и не два в свежей подборке «Альбомов Сибири», такова — с миром вокруг много что не так. Делать по этому поводу можно разное — кто-то злится и кричит, кто-то хохмит, кто-то впадает в отчаяние и апатию, кто-то отпевает тех, кто больше не с нами. Есть и такой вариант — напомнить всем вокруг, что зима не вечна. Что за лютой стужей, в которой можно бесследно сгинуть, обязательно придет весна, а с ней и цветение садов. Очень хорошая и полезная мысль в январе 2023 года, как нам кажется.

омск/москва

Омско-московский дуэт Егора Федоричева и Ивана Гайделя практикуется в шершавом и оглушительном нойз-роке, в котором соединяются жутко перегруженные гитары, бешеный барабанный пульс и отчаянный хриплый вокал. В новом времени этот саунд — злой, скребущий, оглушительный — как будто бы приобретает новый смысл; с теми яростью и отвращением, с которыми лирический герой «Союза» смотрит на траекторию окружающего мира, он сцепляется идеально. В то же время нельзя сказать, что дуэт готов довольствоваться этим попаданием в нерв времени. Среди всего привычного для их альбомов шума и скрежета тут встречается внезапный номер «По ком звонит колокол», натуральная баллада под акустическую гитару. Дополнительные шумы в ней только художественно оттеняют ее возвышенную трагическую красоту, но не поглощают полностью. В лексиконе «Союза» такая мягкость — совсем новое слово, подсказывающее, что группа еще только начинает реализовывать свой потенциал.


тюмень

Смешливый тюменский проект, специализирующийся на веселом смешении жанров в рамках подхода, который можно обозвать «песенным психоделическим арт-роком», продолжает уверенно и с огоньком расширять диапазон своих возможностей. Новый мини-альбом заводит «Лица» (которые на этом альбоме переходят из статуса группы в статус сольного проекта) на территорию поп-электроники, причем на довольно неочевидные ее околотки — открывается все изумительно точно скроенным оммажем специфическому поп-звучанию первой половины 90-х, что расцвело на стыке влияний хип-хопа и рейва, под занавес есть сознательно идиотский хип-хоп, собранный в богатой на всяческие сэмплы манере примерно того же периода. Музыка «Лиц» постоянно пузырится потоком смешных звуковых деталей, и за этой нарочитой веселостью как музыки, так и текста можно ненароком проглядеть и композиционную сложность материала, и важный посыл. С точки зрения содержания некоторые песни могут казаться просто изобретательно придуманными и рассказанными анекдотами, но за ними часто прячется и злая социальная критика, и абсолютно верные и нужные сейчас призывы быть добрее и чутче друг к другу. Иногда, впрочем, анекдот вполне остается просто анекдотом — от чего еще веселее.


кемерово

Сольный проект кемеровского музыканта Романа Алексеевнина, рукотворный инструментальный хип-хоп для драм-машинки и клавишных. С одной стороны, это довольно ненавязчивая, моментально готовая принять на себя роль фоновой музыка — средняя длина пьесы в две минуты только подчеркивает мимолетность происходящего. Но в то же время в этих атмосферных набросках тут и там разбросаны классные музыкальные идеи — здорово придуманная басовая партия, осколочное авангардное пианино, упрятанное на задний план, всякое такое. Думается, Алексеевнину найдется, что сказать, и в более развернутом формате.


красноярск

Дебют красноярского трио смело ступает на территорию, на которую сибирские тяжелые группы в последние годы посягают не так уж и часто. По звуку у «Танатонавтов», позаимствовавших свое название у фантастического романа французского писателя Бернарда Вербера, получается мрачноватый и кряжистый пост-метал, тяготеющий к некоторой готически-думовой замедленности. В то же время к этому довольно тяжкому саунду у группы прилагаются летучие, проникновенные вокальные мелодии и певец, способный отдать им должное. Благодаря этому альбом «Зов» живет в постоянном напряжении между эпической мрачностью своих сокрушительных гитар и воздушностью и эмоциональностью мелодий. Это интересный диалог, который становится еще более захватывающим благодаря тому, что у The Thanatonauts вполне достаточно исполнительского и сочинительского мастерства, чтобы выразительно использовать обе стороны своего саунда. Отдельное спасибо хочется сказать за титульный трек — это в нем лирический герой слышит зов суровой зимней природы, настойчиво приглашающей его выйти из дома и сгинуть в холодной снежной безбрежности, но ему хватает сил напомнить самому себе, что зима не вечна, а весна неизбежна.


хабаровск

Второй альбом обаятельного дальневосточного коллектива, выращивающего из смешливого инди-рока про чувства и отношения честные поп-роковые хиты. Понятно, что в заголовке пластинки группа иронизирует, но в то же время по альбому слышно, что «Бондарь» вполне снабжены некоторыми из штук, которые жизненно необходимы тем, кто планирует стать по-настоящему большими. Пожалуй, главная их сила — в понимании, что в их распоряжении гораздо больше средств выражения, чем только слова или только музыка их песен. Это умные, складные, здорово написанные и цепляющие песенки, одинаково хорошо понимающие ценность и нажористых гитарных аккордов, и тонкого плетения электронных биточков, которые постоянно делаются еще мощнее и круче за счет грамотного противопоставления разных штук. Скажем, в «Перерыве» они сначала делают самым ударным и воодушевляющим моментом песни слова «Ты меня бросишь», а затем и вовсе превращают их в этакий аналог стадионного хорового пения. Или вот песня «Новость» — горькое и сильное размышление о происходящем вокруг становится горше и сильнее от того, что поставлено в альбом, где таких размышлений (Вроде бы? Точно?) больше нет. В общем, «Бондарь» — первоклассные рассказчики, умеющие превращать в инструмент своего повествования сразу все на свете. Это классное умение — черт знает, получится ли у них стать популярными, но сделать по-настоящему классный альбом у них уже вышло.


томск

«Жесткий звук на синтах культивируя, я хочу быть забытым», — хороший посыл для андеграундного сибирского музыканта, посылающего весь мир куда подальше под шумный и злой электрический индастриал. В «Копке» заправляет томич Иван Чеботарев — его саунд-продюсирование мы могли слышать на альбомах «Узницы совести» и Yndxsmrt, довольно бескомпромиссных проектов, но новая «Копка», ставшая ко второму альбому сольным проектом музыканта, задирает планку шума с оскаленными зубами еще выше. «Подземный» вырастает из того же чувства ярости и отвращения по поводу окружающего мира, что и альбом «Союза озверелых», только Чеботарев проводит своего лирического героя по этой закручивающейся вниз спирали до самого конца. Наблюдая за равнодушным, испорченным миром, который становится только хуже («Недавно каждому было скучно, теперь каждый день интересные будни»), лирический герой отчаянно бьется об это равнодушие в поисках способа хоть что-то поменять, но так и не находит — в финале остается только констатировать, что «жизнь тяжелая, ты лежишь пережеванный». Звук альбома отменно работает на эту мрачную драматургию — начинается все с криков до содранной глотки под оглушительно ревущие гитары и грохочущие ударные, но к упадническому финалу сил остается только на отрешенное бормотание под монотонный пульс. Мощная и немного даже страшная работа.


байкальск

«Откуда тогда дыры в сердце?» — довольно симптоматичный вопрос для Александра Димова из Байкальска, читающего рэп под псевдонимом Mantra. Его новый мини-альбом (намекающий, что он только часть запланированного цикла) — четыре песни об обреченной любви, выполненные в духе размашистого, цепляющего поп-рэпа с мелодичной читкой и выходящей на первый план гитарой. Временами мимо пролетает незримый дух Олега «ЛСП», но такие сравнение Мантре, будем честны, пока на вырост. С другой стороны, тащить артиста за уши к сравнениям, к которым он еще не готов, тоже необязательно — у «Бумеранга» есть и свои сильные стороны, и вернее было бы зафиксировать именно их. Тут есть выразительный, дельный саунд, одновременно качающий и доступный, есть ловкая, уверенная читка, способная быть и сладкой, и гадкой, и романтической, и отчаянной — и даже есть попытка посмотреть на те самые обреченные отношения с разных сторон, выйдя за рамки обязательных страданий своего лирического героя (маневр вполне в духе «ЛСП», если что). Опять же, каждый случай, когда молодой артист выбирает своей формой самовыражения рэп и не пытается при этом изображать из себя крутого успешного плохиша, а просто рассказывает о своем разбитом сердце и задается вопросами типа «Почему, когда есть выход, ты не ищешь его?», хочется отмечать радостными аплодисментами. В общем — где-то впереди исполнителя Мантру, есть ощущение, ждет по-настоящему классный и большой альбом. Сам «Бумеранг» — еще не он, но потенциал уже вполне слышно.


красноярск

«Сколько можно быть безуспешным?», — кричит в первом же куплете своего второго альбома вокалист красноярской группы «Бескультура». Сопровождаются эти слова угловатым, запинающимся, шумным гитарным роком, периодически уходящим в нойзовые истерики — иначе говоря, не совсем той музыкой, которая могла бы помочь коллективу достичь больших успехов у широких слушательских масс. «Бескультура», конечно, сами это прекрасно знают — это грязный, расхристанный, бескомпромиссный альбом, который ни на секунду не отвлекается от своего пульсирующего панк-нойзового хаоса на то, чтобы попытаться понравиться кому-то, кто еще в такой саунд не врубился. Хотя стоит отметить, что во второй раз группа сильнее фокусируется именно на песнях — гитарный шум тут по большей части расфасован по компактным, злобным, взрывным номерам на 3–4 минуты, хотя под занавес тут есть обязательный нойз-фест эпических пропорций, выползающий за десяток минут. В общем, «Бескультура» гнет свою линию, полет нормальный, кто не спрятался, мы не виноваты.


хабаровск

Дальневосточные музыканты, в составе которых есть и Сева Лужански, автор чудесного проекта «Ма гак па», недавно запустили прекрасную инициативу — лейбл «Дяриори», в рамках которого они собираются записывать и выпускать традиционные песни коренных народов Дальнего Востока. Первым релизом лейбла стала подборка нанайских песен, исполненных певцом с чудесным именем Николай Чубакович Бельды. «Энче» — выпущенный параллельно совместный эксперимент Бельды и Лужански, в рамках которого нанайские песни, исполняемые обычно а капелла, приобретают современное звуковое оформление. Лужански весело и изобретательно играется с материалом, превращая его то в задорно пульсирующий синтетический поп, то в медитативную предрассветную электронику. Прекрасный шаг — оставленные на альбоме комментарии исполнителя, в которой он объясняет содержание своих песен; с ними весь проект моментально становится теплей и уютней. Мы всегда приветствуем любое наведение мостов между традицией и современностью, особенно если оно идет со стороны современности и к тому же выполнено настолько талантливо.


улан-удэ

Бурятский коллектив в прошлом году стал победителем фестиваля «Рок над Амуром» и в качестве приза выиграл возможность записаться под присмотром Андрея Самсонова, питерского музыканта и саунд-продюсера, сотрудничавшего со всеми сливками русского рока, от Гребенщикова, Бутусова и Tequilajazzz до Земфиры, «Сплина» и «Смысловых галлюцинаций». Звук на этом мини-альбоме действительно обращает на себя внимание. «Сезон дождей» тут звучат богато, детально, насыщенно, к тому же, что особенно важно, не пытаются почивать на лаврах приглашенного специалиста — песни тут сочинены и сыграны пружинисто и лихо, с улыбкой и энергией. Трио целит в такой песенный и мелодичный формат между рок и поп-музыкой, чтобы было достаточно мелодично и доступно для широкой аудитории, но в то же время были бы и гитарки для любителей погромче. Песни у них выходят эффектные, яркие и даже в некотором смысле смелые — мало кому придет в голову построить самую беззастенчиво танцевальную композицию альбома на цитатах из поэмы «Двенадцать». По большому счету, не совсем вина «Сезона дождей», что сегодня эта музыка, динамичная, цепляющая, грамотно и ловко сделанная, звучит немного выпавшей из времени. Было бы здорово, если бы то пространство радиостанций и телеканалов, где романтическая прямота «Сезона дождей» могла бы зазвучать и дать им возможность добиться успеха, у нас все еще было.


омск

За последние несколько лет в молодом гитарном роке 20-летних сложился определенный образ героя — такой симпатичный грустноватый «ботаник», человек немного не от мира сего, который стоит в сторонке от остальных людей и размышляет, иногда со светлой меланхолией, иногда с чернейшей тоской, о своей неспособности влиться в кипящую вокруг активную жизнь (проклятых) экстравертов. Если первый альбом «Вещей» вполне вписывался в эту же магистральную линию, то на «Жизненном шоу», в целом выдержанном в более-менее том же ключе, очевидна и важная разница. Здесь отстранение и апатия трансформируются в осознанное неприятие, меланхоличное гитарное бряцанье наливается нервом и силой, целеустремленностью и злостью. «Вещи», проще говоря, взрослеют, учатся осмыслять свои позиции, выражать свои мысли и взгляды открыто и прямо, не через «я не знаю, как-то так вышло», а через «я думаю так». Тем смешней, что имеющийся на альбоме номер «Мысли» представляет собой максимально разреженную инструментальную импровизацию — если по текстам можно подумать, что с мыслями «Вещи» заметно собрались, то у музыки есть на это свое мнение. В общем, в своем жизненном шоу «Вещи» решили играть более активную роль, чем раньше — что можно только поприветствовать.


красноярск

Электроника экспериментально-нойзового толка, дуэт гитариста красноярской группы «Монголоид» и его супруги. Слово «эксперимент» тут можно понимать как процесс — звук постоянно трансформируется и плывет, наслаивается и расслаивается, будто над ним прямо при нас колдует безумный ученый. Полевые записи, звуковые эффекты, записи разговоров, шумы, внезапные мелодические партии — все это соединяется и разъединяется, создавая постоянный звуковой поток, попадающий в какую-то с трудом определяемую точку между эмбиентом и нойзом. Главный архитектор «Мертвых голов» не позволяет своей музыке скатываться в монотонный антагонистический шум — тут вполне есть и динамика, и многослойность звукового материала, и композиционная работа. И что-то алхимическое, природное тоже — заголовки треков, в которых упоминаются воздух, солнце, грибы и шаманизм, намекают не столько на безжалостные электронные коллажи из шумов, сколько на мистерию на свежем воздухе, и эта атмосфера на альбоме вполне выдерживается.


томск

О своих творческих намерениях томский коллектив заявляет с первых же секунд — альбом гордо открывается гитарным риффом, подслушанным у Джими Хендрикса, а к концу первого куплета упоминаются цветы в волосах. В общем, да — перед нами ностальгическое мероприятие, посвященное 70-м, гитарный рок, сделанный с оглядкой на классиков того периода. Фокус в том, что мелодических и исполнительских талантов «Километру» на такое вполне хватает. Если оставить за кадром концептуальные вопросы о том, что именно можно сказать в Сибири образца 2023 года тщательным и преданным воссозданием музыки полувековой давности, и просто эту самую музыку послушать, то вполне удастся классно провести с группой эти 17 минут. «Километр» играют слаженно и здорово, с приятным сплавом напора и расслабленности, создающим впечатление спонтанности — как будто эти песни рождаются у музыкантов целиком в тот же момент, когда гитарист придумал основной рифф, естественно, как дыхание. Впрочем, моменты, когда пацифистская идеология любимого группой периода довольно сильно отзывается и в проблемах сегодняшнего дня, тут тоже есть, так что ворчания о предполагаемой старомодности такого музыкального подхода можно и прибрать. В любом случае, в выбранной ими музыкальной форме «Километр» выступают ярко и выразительно — а это самое важное.