Базилик, танцы с тиграми, путешествие к центру себя


Одна из наших главных миссий в «Мастерах Сибири», как мы ее себе представляем — это консолидация сибирского художественного сообщества в максимально широком смысле. Так что, когда мы видим, как сибирские деятели искусства начинают работать вместе, мы сразу ужасно этому радуемся. В первом в этом году выпуске рубрики «Альбомы Сибири» поводов для подобной радости вполне хватает — например, обложку к новому альбому томской группы «Зачарованные» делали сестры Сарычевы. А красноярский рэпер Якудза01 сделал целый отдельный буклет с альтернативными обложками своего альбома, сделанными разными локальными художниками. Красота — ребята, продолжайте в том же духе, никогда не останавливайтесь!

томск

Ко второму альбому «Зачарованных» осталось трое участников (известный томский многостаночник Егор Вольф совмещает обязанности и здесь, выступая одновременно и за гитариста, и за ударника), и они, кажется, порядком помрачнели. На «Голоде» им периодически удавалось нащупать катарсический выход из обступившего со всех сторон токсичного болота через собственный очищающий вопль или экстатический гитарный рифф. «Экзорцизм» же, несмотря на вроде бы нацеленное на освобождение название, больше похож на этакий отчаянный бросок в атаку из последних сил, заранее осознанный как обреченный на поражение. То есть это все еще атака, тут без вопросов — Алена Алькова все так же бесстрашно кричит на всевозможные системы подавления свободной воли девушки и с журналистской пытливостью находит все новые тематические ракурсы для разговоров об этом: от школьных иерархий до сложных контролирующих механизмов. Но сама музыка, сохраняя все ту же панковскую гитарную шероховатость и яростность, в этот раз звучит мрачнее, тяжелее, безысходнее, дрейфуя в сторону такого нойз-рока сжатых кулаков и опасных городских переулков, с которых окончательно слетает всякая патина романтизации.


иркутск

Объединение U Sin расширяет географию — в зимнем выпуске их традиционного сезонного сборника принимают участие не только музыканты из разных городов (Иркутск, Омск, Казань, Москва), но и из разных стран. В деле — проекты из Беларуси, Литвы и даже (ого) Марокко. Участникам сборника предложили поразмышлять над процессами цифровизации современного мира — любопытно, что сразу несколько музыкантов отреагировало на такую задачу внесением фольклорных элементов в свое электронное звучание. Народный вокал, традиционные инструменты — сборник начинается сразу с нескольких номеров с подобными вкраплениями (лучше всех — марокканский номер проекта Moyag), но постепенно сползает к обычным танцпольным звучаниям. Впрочем, есть и всякие приятности по ходу событий — холодноватое Aphex Twin’овское техно, акварельный этнический нью-эйдж, вибрирующие трэп-басы, статный эмбиент.


красноярск

«Я по скидке взял надрывный белый флоу хэбэшный и носки», — исполнитель из Красноярска читает по рэперской традиции про рэп, но находит для этого разговора неожиданные образы и любопытные углы зрения. Общая тема — творчество как товар. В одном номере исполнитель сам предлагает себя на продажу, в другом собирает свой рэп из готовых приемов, как набирает продукты в тележку супермаркета. За четыре (по сути, даже три с половиной; вступительный номер «Стереотип» длится меньше минуты) номера Pingas & Knuckles успевает выступить очень живо, ехидно, остроумно и изобретательно, как в плане построения и содержания текста, так и устройства музыки. В общем, слишком коротко — даешь альбом пообширней.


новосибирск

«Right Moment», правильный момент — так называется песня, открывающая альбом новосибирского трио Lurve. Судя по тому, как этот альбом звучит, правильный для группы Lurve момент наступил где-то лет 30 назад, в самом начале 90-х, когда в Великобритании сложилась целая сцена групп, разделявших меланхолично-шумные идеалы шугейза и дрим-попа. Грустноватые мелодичные песенки, спетые отстраненным голосом и оформленные в пост-панковский звук со звенящей или шумящей гитарой — рецепт распространенный, и Lurve попадают в это звучание с временами даже пугающей точностью. В смысле если бы кто-нибудь сказал, что перед нами альбом не наших современников из Сибири, а какой-то не шибко известной группы откуда-нибудь из Манчестера образца 1989 года, поводов поверить в это было бы вполне достаточно. Это соображение — палка о двух концах. С одной стороны, за столь точным попаданием в нужный жанр стоит довольно обстоятельная творческая работа, этого не отнять. С другой, все самое интересное всегда начинается там, где музыканты, хорошо освоившиеся в тех или иных творческих рамках, находят интересные способы эти рамки преодолевать. И вот как раз этого преодоления или какого-то перестраивания освоенного жанра под себя, на альбоме Lurve не происходит. Будем считать, что пока.


красноярск

Кто там заказывал рэп-альбом пообширней — получите, распишитесь. Альбом красноярца Якудза01 — дикий калейдоскоп звуков и идей, бесконечно складывающийся во все новые и новые узоры три десятка треков подряд. Для верности в одном из треков даже есть собственное описание этой записи: «Альбом очень экспериментальный, и там всякого понамешано: какой-то чувак поет горловым пением, какая-то девочка исполняет песню в народной технике плача, и всякое такое прочее, (...) и этот альбом — своеобразный манифест против жанровой однообразности в альбомах». Сообщает нам все это красноярский художник Саня Закиров, который весь текст своего куплета рассказывает о том, как его никогда не приглашали записывать куплеты для рэп-альбома, и как он решал эту необычную для себя задачу. В общем, да, тут на повестке дня — веселый сеанс фокусов с одновременным их разоблачением, бесшабашное музыкальное и текстовое хулиганство, песни про все, что придет в голову, разудалое столкновение самых разных идей в рамках одного трека. Слоукор-рэп с приветами советскому кино, дэнс-рэп про пиццу под сэмплы арабской музыки и цитаты из мировых хитов, рассказы про Петра Первого и окно в Европу рядом с разговорами о восьмибитной музыке — кажется, у создателей этого альбома (в общем списке более 20 человек) не было ни одной безумной и дикой идеи, которая не дошла бы до воплощения. При таком изобилии на записи немудрено в какой-то момент потеряться и потерять всякие ориентиры, но это, что называется, не баг, но фича. Может осилить все 32 номера за раз как единое полотно и не получится, но любая пара-тройка треков, выхваченная случайным образом из любого места, будет в разы остроумней, интересней и веселей абсолютного большинства русскоязычного рэпа. Серьезная, короче, заявка (хотя и не до конца понятно, на что именно). Отдельно отметим пдф-ку с россыпью альтернативных обложек от разных красноярских художников.


тюмень

«Базилик растет из дедушкиного ботинка» — симпатичное, но в то же время не очень типичное название трека с нового альбома тюменского проекта Nonpandoras. В основном здесь упоминаются какие-то более невесомые и неуловимые вещи — свет, сияние, сны. Впрочем, и та, и другая образность одинаково точно описывает музыку Nonpandoras — тут звучит светлый струящийся эмбиент, разворачивающийся перед нами с незаметной целеустремленностью природных процессов. Так солнечный свет пронизывает листву, так растение тянется вверх из земли — процесс выглядит статичным, но на самом деле в нем есть и движение, и направление, и все, что нужно. И умиротворение, которое можно испытать, наблюдая за игрой солнечного света среди листьев, тоже.


красноярск

Любопытное наблюдение — с какими угодно эзотерическими или экспериментальными жанрами встретиться в Сибири значительно проще, чем с честной прямой поп-музыкой. Впрочем, сам исполнитель Wander (в миру Андрей Смирнов) называет «Путешествие к центру себя» не столько поп-альбомом, сколько «иммерсивным аудиоспектаклем» — лирический герой путешествует «по сказочному миру», перепрыгивая из песни в песню, темы которых так или иначе опираются на сюжеты из мировой литературы. Видно, что исполнитель работает над тем, чтобы создать для своих песен некий объединяющий мир, что касается в том числе и вопросов визуальной презентации — в чем Wander, отметим, преуспевает значительно лучше, чем в создании сюжетов. Музыка на этой пластинке — дельный и неглупо сделанный танцевальный поп, имеющий в виду и диско, и фанк, и электронную музыку, которому при этом не хватает какой-то трудновычленяемой малости для того, чтобы засиять в полную силу. Скажем так — судя по визуальной составляющей, Wander целит в такую красочную поп-избыточность, фейерверк цвета и чувства, сметающий с ног. Но в то же время его песни сделаны так, будто и сам исполнитель, и его музыканты по большей части немножко стесняются того, что делают, заглядывают в глаза слушателю как бы снизу вверх — мол, простите, пожалуйста, мы тут попоем немножко свои глупости, ладно, не выгоните же? Для поп-музыки важен напор, уверенность в том, что каждая из твоих красочных безделиц — лучшая музыка на свете, по крайней мере, на свои три минуты. Правильный визуальный стиль у Wander есть, подходящая музыка, в общем, тоже — осталось только последовать совету Ивана Дорна и перестать стесняться.


якутск

Сольный проект 15-летнего жителя Якутии Артура Семенова выдержан в ключе меланхоличной лоу-фай музыки на стыке схематичного пост-панка под драм-машинку и чего-то вроде летаргического готического трэпа. Музыки, которая звучит похожим образом — вагон, это да; но Семенову удается изолировать в своих песнях какую-то близкую к максимально концентрированной эссенцию подобного звучания. Его музыка собрана из исключительно привычных ходов, но в то же время это все те ходы, на которых все держится. Плюс якутский язык очень здорово входит в такой звуковой контекст. Мы слышали похожие песни много раз, но это не отнимает у них того, что они действительно точно и неглупо сделаны и производят все те эффекты, которые должны производить. Есть ощущение, что с возрастом и опытом Семенов развернется еще интереснее.


барнаул

Шумный примитивистский пост-метал на двоих, с участием Артема Перова из Mrzolin и «Жабьего камня», который здесь меняет бас-гитару на ударные. Пожалуй, главная характеристика Bloodnoise — это такая намеренная грубоватость устройства; если бы это был рисунок, он состоял бы в первую очередь из жирных прямых линий, резко набросанных куском угля. Постепенно, впрочем, за этой поверхностной грубостью замечаешь заковыристое композиционное устройство. То есть это музыка, которая звучит, как падающий тебе на голову вагон с углем, но в то же время приходит к этому итоговому эффекту довольно затейливым и не самым простым путем.


якутск

Светлый студенческий эмо-панк, сделанный по заветам коллективов вроде «Спасибо» и «Въ**и ему, Донателло». На повестке дня — романтические терзания, просмотры кино до утра, проблемы с учебой, размышления о будущем, и все это подано в такой открыто-уязвимой форме искреннего разговора о самом главном. Эта уязвимость порядком подкупает, тем более что в музыкальном плане «Больно не будет» выступают энергично и прытко. Самый яркий момент — кода песни «Я и она», где вступает одухотворенная труба. То есть «Больно не будет» — это история про группу, которая берет порядком разработанное звучание и потом выходит за его привычные рамки за счет интонации и личного обаяния.


новосибирск

Классно получается, когда артисту удается подсветить в своем творчестве какие-то не самые очевидные культурные связи между вроде бы довольно разными вещами. Вот, к примеру, новосибирская исполнительница Нина Потехина читает рэп, то есть практикуется в словесном искусстве, заимствованном у американских чернокожих. Но это рэп, в котором ловко объединяются сразу множество важных для всего корпуса русскоязычного словотворчества мотивов — пристальный взгляд в самое сердце провинциальной бедности и безнадеги и обреченное богоискательство тех, кто в этом сердце обитает, эзотерические духовные поиски за пределами знакомых религий и чавкающий послевоенный физиологизм. То есть перед нами девушка, практикующая вполне современную форму песенного и стихотворного искусства, за спиной которой стоят не только Хаски и Летов (пара песен на альбоме спета так, словно это ремиксы на что-то неизвестное из сибирского панка), но и Достоевский, Андреев, Мамлеев и многие другие титаны. Опять же, по приведенным именам понятно, что с такой наследственностью легких и простых текстов никак не получится. На альбоме Потехиной политическое, социальное, сексуальное, метафизическое и психологическое переплетаются в единый клубок, жуткий, путаный, заляпанный слизью непонятного происхождения, как слипшиеся волосы в стоке душа, и разворачивать его как слушателю — одновременно захватывающе, страшно и противно. Но это могучая, оглушающе сильная работа, созданная исполнительницей с уникальным собственным голосом. На дороге такое не валяется.


омск

Участники трио Flageda Антон Гудков и Дмитрий Лапутин в этот раз собрались вдвоем. По традиции результаты импровизационной сессии оформлены в виде двух объемных треков. В первом представлен диалог между баритон-гитарой и ударными — неспешный, свободный, в котором музыканты необязательно даже пытаются нащупать какую-то общую для них структуру. Периодически Гудков с Лапутиным выруливают в коллективный дарк-джазовый грув, но это всегда ненадолго — сам свободный поиск им, кажется, интереснее. Второй же номер уходит в сторону чего-то вроде индустриального эмбиента, в котором от инструментов остаются механически повторяющиеся отзвуки, заплутавшие в зеркальном лабиринте бесконечных эффектов обработки. Стоит отметить, что при всей неизменности своего базового метода, Лапутин и компания все-таки не перестают искать какие-то новые закоулки звучания — джазовые нотки, которые периодически всплывают в первой половине записи, встречаются у них не так уж и часто.


красноярск

Четвертый альбом красноярских металкоровых ветеранов с минимум дюжиной лет опыта за плечами. Как и положено по жанру, играют ММ нервно, взрывно, многоступенчато, регулярно выкатывая мощнейшие риффы и ломовые брейкдауны. Периодически, впрочем, хочется (личная оценка обозревателя), чтобы группа подольше подержала грув или рифф, не бросалась обрубать ритмы и прыгать в следующую секцию, как принято в выбранном ими жанре — и в «Блеске плоскостей», и в «Антраците» есть такие партии, которые бы сделали честь любой тяжелой песне, но Math Marriage постоянно приходится их бросать, чтобы кидаться в следующую секцию — расточительство какое-то. При этом при всей постоянной сменяемости партий на альбомной дистанции в какой-то момент устанавливается ощущение некоторой одинаковости. Вживую, уверен, должно работать намного мощней.


омск

У музыки омского композитора Богдана Ташкина есть интересное свойство — она как будто бы дрейфует сквозь мир на каких-то отличных от привычных нам скоростях. Даже не столько дрейфует, сколько недвижимо парит в воздухе — такой эффект достигается за счет неочевидной работой Ташкина с развитием композиции. Фокус здесь примерно такой — сама композиция как будто бы замирает на месте, но развитие при этом все же есть, просто не в области структуры. Меняется плотность звука, его интенсивность, состав и громкость исполняющих инструментов, как может меняться яркость и интенсивность света у осветительного прибора, подключенного к не совсем исправной сети. При этом это не эмбиент, состоящий из пластов не всегда опознаваемых звуков — это оркестровая музыка, в основе которой на этом релизе к тому же лежат полноценные песни, спетые заспанным голосом под акустическую гитару. Музыка, получающаяся в результате, живет в каком-то индивидуальном пространстве между всем на свете — поп-песней и оркестровой композицией, академической музыкой и экспериментом, сложностью и простотой.


новокузнецк

Новая работа новокузнецкой девушки Катерины Жернаковой, специализирующейся на чувственно пульсирующей музыке, обосновавшейся на какой-то переходной территории между поп-музыкой и хип-хопом. У Катерины и ее музыкального продюсера Степана Moosham Заикина очень точное чувство грува — им часто хватает буквально пары жестов для того, чтобы создать запоминающееся музыкальное переживание, как, например, в ловком танце речитатива и басовой партии в «Исчезай». Чувственность музыки — тоже не то чтобы частая гостья нашей рубрики (при всей популярности хип-хопа в России она все равно во многом остается обидно неритмичной страной), так что очень здорово встретится с записью, в которой что-то такое не только определенно присутствует, но даже и доминирует.


бийск

А вот и сами Mrzolin с новым мини-альбомом. Интересно сравнить его с их самыми первыми записями — уверенный и плотный гитарный рык «Танцев» кажется космически далеким от сырого подвального жужжания их начинаний. Песни тоже становятся сложнее и хитрее, и в плане чисто музыкальной конструкции, и в плане содержания — на «Танцах» периодически начинаются совсем взрослые размышления о бесконечном конвертировании собственной жизни (и иногда смерти) в творчество или о ценности безрассудно-рокнролльного образа жизни. Музыка при этом привычно брызжет энергией — Mrzolin шарашат бодрый и чрезвычайно зажигательный нойз-панк слэш пост-хардкор, который подхватывает тебя под ручки и лихо увлекает в радостный коллективный слэм.