После всего того, что нам преподнес 2020-й, нет ничего удивительного в том, что в 2021-й мы все всматриваемся в несколько напряженном ожидании. Если вам хочется какого-нибудь знака относительно того, что нас ждет дальше, то есть, например, такой — в первом в 2021-м выпуске рубрики «Альбомы Сибири» очень много всего хорошего и разного, но основной акцент приходится на панк всех мастей. Как это экстраполировать на все остальное (и стоит ли в принципе это делать) — решать вам, мы только предлагаем вариант. Ну, или можно просто послушать классную музыку.
Бодрый поп-панк в традиции условных «Тараканов» — энергичные темпы, молодецкая удаль, размашистые припевы, которые удобно голосить всем стадионом. Про стадионы это, понятно, (пока) метафора, но «Следы» явно совсем не прочь туда попасть и даже готовы ради этого поработать над музыкой. Приставку «поп» группа отрабатывает не только максимально доступными мелодиями, румяным звуком, обильными синтезаторами и периодическими включениями диско- или хип-хоп ритмов, но и авторской переработкой знаменитой песни про белый мел группы «Пропаганда» (что интересно контрастирует с подсознательным цитированием самой известной песни группы Pixies в другом номере). Получается такой панк в версии для Instagram — стильный, уверенный, подтянутый, с отличной стрижкой и в продуманном прикиде, принимает фотогеничную позу в эффектном антураже. Красиво, да — но хочет ли группа «Следы» рассказать о чем-то кроме того, что она умеет делать красиво, толком не ясно.
«Тьма оказалась игрой ума, и отныне я вижу только свет», — группа «Жарок» в своих новых песнях демонстрирует, что их новый миньон не зря носит название «Спирит холдинг», а паблик в «ВК» — «ЗАО "Райские врата"». Внимательный слушатель сразу заметит эту любопытную спайку религиозного и коммерческого, просматривающуюся в обоих названиях — впрочем, «Жарок» не поторопятся оформить ее в качестве прямолинейного высказывания. Три новые песни группы интересно и небанально танцуют вокруг темы нахождения успокоения в ясности религиозных постулатов и коллективности последователей общей идеи, что само по себе уже не самая распространенная тема для разговора, тем более в контексте гулкого пост-панк-альбома. Свой заход на эту тему есть в каждой песне, но суммарно картинка не складывается, рассыпается в руках. Маневр понятен — «Жарок» не вещают, но рассказывают истории, примеряют на себя точки зрения, демонстрируют нам перспективы, о которых мы сами могли бы и не задуматься. В общем, с каждым релизом с группой «Жарок» становится все интереснее и интереснее. Считаю, нужен альбом.
«"Опасное лето" — это не рэп-группа, это образ жизни», — предупреждают нас в открывающем титульном треке участники дуэта, Дмитрий Шатов и Саша Огородников. В принципе, и по альбому слышно, что тексты, которые оба читают в этих песнях, где-то отчаянно-искренних, где-то пронзительно-нежных, идут откуда-то глубоко изнутри. Тут звучит, назовем это так, альтернативный рэп, посвященный самым близким к телу вопросам отношений — с семьей, с любовью и сексом, с собственным телом. Огородников, Шатов и примыкающая к ним на паре номеров Юлия Данкевич не жалеют ни себя, ни окружающих — размышление о наследственности, вырастающее из лирического размышления по мотивам пьянки с батей в бане, прорастает в какой-то момент строчкой «Спасибо за то, что у меня была возможность вырасти без твоего участия, отец». «Опасное лето» — это откровенные и горькие разговоры о том, что жить — тяжело, и любить тяжело, а не делать этого еще тяжелее, и какой тут может быть выход, толком неясно.
«Банда нежити из хладной Сибири, исполняющая музыку в жанре zombie metal», — так отрекомендовывается на своей странице омский коллектив Smerdead. Слово «зомби» в данном случае стоит понимать в первую очередь как указание на тематику песен — группа, в которой состоят граждане с очаровательными псевдонимами вроде «Брандахлыст», «Хрыч» и «Козлодер», обращается к фэнтезийно-брутальной тематике в духе ролевых игр, воспевая в основном бесконечные битвы с мертвецами. Музыкально же здесь гоняют дельный и предельно энергичный мелодик-дэт — напористый, смачный, прущий вперед, как конница на врага. Неподготовленных альбом может несколько утомлять некоторой однообразностью историй про очередную рать, выходящую против очередных мертвяков, но, когда это происходит, неизменно выручает энергичность музыкальной подачи.
К четвертому альбому своего сольного проекта братья Сысоевы уже отлично набили руку на размашистом атмосферном блэке с сибирскими обертонами. «Rotten Garden» — название, видимо, стоит переводить, как «Гниющий сад» — пожалуй, самая уверенная и детально проработанная в музыкальном плане работа Grima. Не только в плане блэк-металлической интенсивности — с ней у Сысоевых всегда был порядок во всех их проектах, но и в плане вплетения в этот яростный гитарный бой более тонких музыкальных узоров. На «Rotten Garden» такого становится все больше — здесь есть вполне мелодичные гитарные соло, тревожный орган, чрезвычайно ловко вплетенный в общую звуковую канву аккордеон (не самый частый, мягко говоря, гость блэк-металлических альбомов) и даже вполне конвенционально красивые фолк-зарисовки с участием фортепиано и акустической гитары. Все эти оттенки придают музыке Grima классную многослойность, но в то же время не нагнетают лишнего пафоса — песни все равно звучат, как налетающий на тебя шквал тьмы, просто он еще и в процессе переливается какими-то интересными оттенками. Заглавная вещь — пожалуй, и вовсе самая большая во всех смыслах работа дуэта.
Лучезарный эмо-панк из Омска, проект гитариста и вокалиста Ильи Лехова, вообще-то распавшийся еще в 2019-м, но вот вернувшийся с новым составом и новым альбомом. Это громкая гитарная музыка той породы, которая стремится передать такие положительные порывы души — как молоды мы были, как искренне любили, всякое такое, оформленное таким слегка запинающимся, работающим в режиме «старт-стоп» гитарным звуком. У этого звука тоже есть такая приятная насыщенность и плотность. Правда, в отличие от группы «Следы», он не столько про некоторую «фирмовость», будто заточенную под предполагаемое мэйнстримное радио, сколько про то, как работать максимально мощной ракетой-носителем для этих рвущихся ввысь песен.
Интересный пример сотрудничества музыкантов из разных сибирских городов — томич Алексей Первяков, делающий под вывеской «Убийцы» убедительный синтезаторный диско-панк, объединил усилия с Егором Древляниным из омских «Шумных и угрожающих выходок», выступившим на этой записи в качестве вокалиста и автора текстов. Почерк Древлянина чувствуется — первая песня начинается со слов «А я выросла в лесу, я работаю в "МакДаке"», а последняя называется «Бей по ногам» (и к тому же является чем-то вроде злой изнанки известного хита группы «Тату»). То есть Древлянин последовательно оттачивает позицию символической передачи микрофона маргинализованным представителям общества и продолжает находить в этом все более убедительную и временами даже нежную поэзию — а Первяков прикручивает к этим байкам о выросших в лесу и умерших на вписке злой синтетический пульс. Все вместе это достигает довольно нешуточного накала — такого, что даже, может, и хорошо, что здесь всего четыре песни.
Когда красноярский коллектив «Муар» обещает готический рок, в голове стоит в этот момент держать не столько Bauhaus, сколько HIM, а то и Evanescence. Здесь звучит рок, выдерживающий осторожный баланс между нажористой плотностью гитарного саунда и доступным мелодизмом самих песен — местами возникает ощущение, что, если выключить гитары, получится что-то вроде несколько помрачневшей группы «Мираж». Впрочем, в этой форме «поп-песни под металлические риффы» находится достаточно места для мягких экспериментов — скажем, в номере «Зазеркалье» довольно ловко сходятся отсылки к джазу, механистический гитарный лязг индастриала, рэп-вставки и оперного размаха бэк-вокал. Интересней всего получается именно там, где «Муар» перестают пытаться удерживать свои готические инстинкты в упряжи понятной песенной формы — под занавес тут есть песни «Лабиринт» и «Феникс», в которых обычно несколько легковесный рок «Муара» наливается суровой и грозной силой.
Одеяло — это потому что из лоскутков; у Егора Foresteppe Клочихина, кстати, уже был альбом под названием «Лоскуты», и эти лоскуты были из того же образного ряда, что и новое «Одеяло». Смысл в чем — одной из форм живого выступления для Клочихина было разъять свои воздушные и нежные фолк-электронные композиции на набор звуковых петель разной длины и записать эти петли на кассеты, с которых потом они запускались вживую с 10-ти плейеров одновременно; в их случайном переплетении, которым музыкант управлял каждый раз по-разному, концентрировалась магия живого выступления. На «Лоскутах» Клочихин представил эти отрывки в чистом виде. «Одеяло» же, как несложно догадаться, представляет собой коллаж — такой же по устройству, а не по звучанию, какой складывался на живых выступлениях с этой программой. «Одеяло — потому что можно им накрыться», — пишет Клочихин в сопроводительном тексте, и у него действительно получается на редкость умиротворяющая, почти целительная музыка. Свои коллажи он собирает из теплого шуршания пленки, коротких музыкальных фраз на акустической гитаре или пианино, звенящих колокольчиков, полевых записей и прочих подобных исходников. В то же время коллажный метод придает музыке Foresteppe призрачный, отстраненно-абстрактный характер, что парадоксальным образом только усиливает ее базовую эмоцию. Хитрость тут вот в чем — усиление это происходит не в самой музыке, которая, наоборот, истончается, растворяется, а в голове слушателя, который это истончение чувствует и пытается компенсировать в собственном воображении.
Этот обзор как будто выходит в свет под девизом «больше панка, хорошего и разного». Альбом новосибирского коллектива «Бесплатный автобус» — ответ на вопрос о том, что получится, если бодрый поп-панк решат полабать юные и наивные первокурсники. Здесь звучит славный и чрезвычайно положительный панк с довольно занятным кругом тем — от учебы до недосыпа и обратно. Здесь воспевают подушки и одеяла, просмотр аниме на диване, стипендии от престижных вузов и борьбу со сном. «Надо что-то в жизни поменять — поспать!», — радостно поет вокалистка Ева Винри. Дальше, впрочем, есть чуть ли не центральный номер «Без сна», в котором тема сна рассматривается под прямо противоположным углом: «Зачем мне сон, когда столько всего, кам он». По большей части песни у «Автобуса» выходят страшно милые, очень наивные и абсолютно безобидные — что многими серьезными людьми может быть сочтено как использование панка, оружия борьбы с мещанством и застоем любых мастей, не совсем по назначению. Но в «Автобусе», при всей легковесности поднимаемых тем, есть приятная звонкая искренность молодости — а в середине альбома есть песня «Когда-нибудь», в которой эту звонкую искренность с той же обезоруживающей прямотой направляют внезапно на куда более серьезную тему, и ком сам собой встает в горле. Иначе говоря, «Бесплатный автобус» просто поют о том, что именно они сейчас проживают — и пусть у них подольше сохраняется возможность сочинять песенки наивные и безобидные, легковесные и милые.
На новом мини-альбоме томского трио — всего две песни (плюс инструментальное аутро), но и за эти восемь неполных минут тут генерируется столько злого электричества, что ух. На повестке дня — нервный социальный панк (ну, вот опять) в духе условных «Последних танков в Париже», который Hexe феноменально взрывают изнутри при помощи нешуточной, кажущейся избыточной в таком песенном контексте виртуозностью. Получается этакий прог-панк, стремительная и злая музыка, в каждую секунду которой происходит как будто бы вдвое больше положенного — особенно в финальной минуте яростного номера «Агент», где начинается форменный рай для любителей воздушной гитары и воздушных ударных (удобно, можно исполнять дуэтом). Что можно сказать после такой встряски? Ребята, скорей альбом.
Дабстеп с ударением на слово «даб» — тяжкая, вязкая, гудящая электроника с повадками асфальтоукладчика; огромная тяжеленная махина звука, накатывающая неспешно, но неотвратимо. Звук тут устроен любопытно, с отлично прочерченными контрастами, но слушать это как музыку в то же время несколько проблематично — очень уж однообразно. Справедливости ради, эта музыка на самом деле строго функциональна — она должна качать оглушительными басами через огромную саунд-систему так, чтобы кроме этих вибраций в мире ничего больше не оставалось, и пытаться включать ее в каком-то другом контексте, по большому счету, совершенно незачем.
Дебютная демо-запись барнаульского дуэта, осторожно нащупывающего свой индивидуальный путь посреди широченного, отполированного тысячами шин шоссе минималистичного пост-панка. Нюансы построения звука при минималистичных возможностях — гитара, клавишные, драм-машинка — дуэтом освоены вполне; настроение у этой записи тоже правильное, меланхоличное, но суховатое, как у выцветшей черно-белой фотографии. Где-то вспоминается группа Motorama, где-то — «Кино»; под занавес есть синтезаторный привет группе Kraftwerk. Удачней всего работают два открывающих номера, чисто на контрасте своих темпераментов — сначала благородная упадочная дрим-поп меланхолия, потом что-то значительно более бодрое и подпрыгивающее. Но пока однозначно понять, сможет ли «Ютта Замбона» в будущем переплавить свинец пост-панковских шаблонов в золото классных, индивидуальных песен, или, наоборот, пойдет у них на поводу, по этим пяти песенкам невозможно.
Иркутский молодой человек Дмитрий Абдусалямов осваивает в своем сольном проекте наследие тяжких групп конца 80-х. Раньше это был шумный и хаотичный гитарный пост-хардкор, а на «Новой коже» он присматривается к немножко иной форме — чуть менее громкой, но чуть более холодной и пугающей, вдохновленной в первую очередь суровым звуком группы Swans образца 80-х. Теперь музыка Дмитрия даже больше подходит своему названию — в ней стало меньше хаоса и расхристанности, но больше внутреннего напряжения и болезненной психодрамы. Очень интересный новый шаг для отличного проекта.
Тюменский электронщик Илья Дашевский ставит интересный эксперимент — заводит славянские этнические мотивы, сыгранные с использованием народных инструментов (балалайка, гусли, разные дудочки), в контекст гулкой и драматичной среднетемповой электроники. Дабовые басы, легкий пост-апокалиптический флер, музыка, накатывающая эмоций примерно так же, как знаменитый саундтрек Клинта Манселла к фильму «Реквием по мечте» — именно в такой контекст Дашевский инсталлирует русский фолк, и делает это, надо отметить, достаточно ловко. Нет никаких причин, по которым после «Страны городов» музыканта не могли бы зазвать делать выразительную и необычную музыку для фильмов и сериалов.
А вот красноярский байкерский ответ группе «Следы» — поп-панк и хард-рок, устроенный идеологически схожим образом, но выполненный чуть менее приглаженно, чуть более разудало. Если совсем грубо, разница в том, что в песнях «ОтМорозков», таких же румяных, мелодичных и временами цитирующих отечественную и не только поп-классику (например, народный хит группы «Жуки» про батарейку), все-таки проявляется чуть больше авторской индивидуальности. Они воспевают экстремальный спорт, байкерское братство и басистов, провожают крепким словечком уезжающих из Сибири друзей и тут же ударяются в неприкрытую балладную сентиментальность со скрипочками, а также довольно остроумно иронизируют над востребованностью собственной музыки и пропагандируют безопасный секс в песне, начинающейся со слов «Хапнул трипак, ну как же так». С точки зрения, скажем так, трендов, это все, конечно, основательно устаревшая жизненная позиция — но это, во-первых, именно позиция, а не попытка сделать обобщенное «фирмово», а во-вторых, «ОтМорозки» стоят на ней твердо и гордо.