Красноярская музейная биеннале

Первая и самая долгоиграющая музейная биеннале России
Основатели: Музейный центр «Площадь Мира»
Год основания:1995
ВКонтакте:Красноярская музейная биеннале
Facebook*:Krasnoyarsk Museum Biennale

Красноярская музейная биеннале — флагманский проект Музейного центра «Площадь мира», одного из сильнейших музеев современного искусства в стране. Именно здесь прошла первая биеннале в России — в далеком 1995-м, когда еще приходилось всем объяснять, что это за слово такое. «Чуть позже прошла Калиниградская графическая биеннале, потом Новосибирская графическая биеннале. И только через десять лет в Москве состоялась крупнейшая биеннале современного искусства», — вспоминает арт-директор Музейного центра «Площадь Мира» Сергей Ковалевский.

Первая биеннале была не столько художественным, сколько музейным проектом, коллективной попыткой художников и музейщиков заново определиться с ролью музея в жизни общества. «Вместо того, чтобы быть хранилищами объектов, музеи должны были стать центральными площадками по созданию инновационных смыслов, коммуникационными системами», — поясняет Ана Глинская, бывшая сотрудница музея, стоявшая у истоков биеннале 1995-го. Гран-при первой музейной биеннале взял проект «Летнее стойбище оленевода» Юрия Вэллы — художник приехал в музей с Ямала и привез КАМАз-ом свою инсталляцию, которую разместил в одном из подвальных помещений музея. Инсталляция воспроизводила фрагмент жилого комплекса оленевода Севера — во время проведения мероприятия художник сам жил на территории собственной инсталляции.

Первая биеннале не только познакомила сибирских зрителей с редким тогда жанром музейной инсталляции, но и задала музею общий вектор развития на следующие двадцать лет. К 2000-м организаторы поняли, что пришло время сместить акцент с музея как институции на художников. Первая биеннале со сформулированной заранее кураторской концепцией состоялась в 2001-м году и называлась «Искусство памяти» — именно название Сергей Ковалевский до сих пор считает одной из важнейших идей, стоящих не только за биеннале, но и за всей деятельностью «Площади Мира». Среди других знаковых проектов, осуществленных тогда — «Глаза музея» на второй музейной биеннале (на фасаде музея появились огромные светящиеся глаза), инсталляции пятой биеннале «Ценности перемещения», размещенные в контейнерах на борту баржи, стоявшей на набережной Енисея прямо напротив музея. Художники седьмой биеннале «Чертеж Сибири» выехали с экспедициями в разные музеи Сибири — впервые Красноярская музейная биеннале стала работать с территориальной идентичностью не только Красноярска.

Другие проекты

Центр современного искусства

24.04.18