«Человека из Сибири вывезти можно, но Сибирь из человека — нет»: Сибиряки о своих корнях

И о том, кто такой настоящий сибиряк


На территории Сибири по данным переписи 2010 года проживает почти 27 миллионов человек — это около 18,3% от общего населения Российской Федерации. При этом по площади Сибирь составляет 73,56%. Плотность населения тут одна из самых низких в мире — 2 человека на один квадратный километр, как в Монголии. Более 4000 человек при переписи указали «сибиряк» в качестве своей национальности — при том, что такой вариант ответа формой переписи не предусматривался.

Историки и социологи причисляют к этой этнографической группе коренные народы, потомков русских первопоселенцев, тех, кто приехал сюда в индустриальную эпоху, и даже обрусевших пленных немцев и приезжих из республик Советского союза. Долгое время Сибирь была слабо связана с европейской частью страны, тут была своя обособленная культура, говоры и диалекты. Но XX век, благодаря всеобщему образованию, средствам массовой информации и доступности путешествий по России и миру, нивелировал все эти особенности. Сегодня житель Сибири мало отличается тех, кто живет в остальной части России. Четкого критерия для определения «сибиряк» нет — это может быть и место рождения, и факт долгого проживания на этой территории.

Тем не менее стереотипы о Сибири и сибиряках вполне в ходу. «Сибирское здоровье» взяли в оборот производители всех лекарственных средств и спортивно-оздоровительных мероприятий на территории Сибири, «сибирский характер» повсеместно используется в лозунгах и рекламе. Градусом «сибирских морозов» тут часто определяют скидку дня в магазинах верхней одежды, а «сибирский мужик» сам по себе оброс новой мифологией и стал мемом в интернете. Он бородат и укутан в мех, любит пельмени и нырнуть в прорубь и, возможно, имеет хаски или хотя бы сибирского кота. Мы поговорили с жителями Новосибирска о том, кто они, откуда, что думают про свою самобытность и думают ли о ней вообще.


Цыремжина


Я родилась в Улан-Удэ и жила там до 7 лет. Потом мы с родителями переехали на север Бурятии в поселок Таксимо, там проходит БАМ (Байкало-Амурская магистраль — Прим.Ред.). Там нет буддийских храмов, очень мало бурятов, поэтому росла я в полностью русскоязычной среде.

На Запад меня никогда не тянуло, по окончании школы выбрала для себя Новосибирск. Люблю оба города, считаю, у меня два дома. В Новосибирске очень много наших студентов и сильное бурятское землячество, одно из самых больших в России. В свои студенческие годы я посещала различные национальные вечеринки, однажды была на конкурсе красоты. Нравилось, когда организовывали выездной спортивный праздник «Сурхарбан». На два дня на базе какого-нибудь детского лагеря собирались люди из Бурятии, студенты из Новосибирска и Томска. Там всегда была интересная программа: активные игры на свежем воздухе, мужская борьба, дискотека, песни у костра, подавали буузы. И всегда такие игры, где ты перезнакомишься со всеми. В прошлом году, я слышала, Сурхарбан отменили, так как очень мало людей приобрело билеты.

Прошло уже несколько лет с тех пор, как моя семья вернулась в Улан-Удэ, чему я очень рада. Мне нравится, как в этом городе соседствуют две культуры, русская и бурятская — дацанов, например, стало больше, чем лет десять назад. Байкал в 1,5 часах езды — для нас это священное озеро.

Определенные традиции передает старшие поколения, например, правила поведения в дацане. Сначала нужно сделать «гороо», то есть, обойти дацан вокруг; когда заходишь внутрь, нужно снимать шапки, а женщины должны приходить в юбках. Какие-то традиции касаются быта — чай наливают всегда сперва главе семьи, то есть отцу. С детства учат уважать старших.

Последние лет пять мы с семьей и родственниками ездим раз в год летом на «обоо», родовые молебны на родину к папе и к маме в деревни. Чувствуешь единение с предками, заряжаешься силой. Я люблю в нашей культуре некую сплоченность, нет грани родные/двоюродные, тебе все родные, ты хорошо общаешься и с троюродными. Моя лучшая подруга русская и всегда этому поражается. Наш дом всегда полон гостей.

Виктор


Родом моя семья из Казахстана, города, где порой можно было наблюдать ядерные грибки — Семипалатинска. Через год после моего рождения родители решили переехать в Новосибирск. Спасибо, что и меня не забыли. Теперь я сибиряк.

Считаю ли я себя таковым? Ну, скорее да, чем нет — я же здесь вырос. Хотя не могу сказать, что если бы я был москвичом или с Камчатки, то чувствовал бы себя как-то иначе, ведь не город красит людей, а люди... Ну, вы поняли.

Однажды карта легла так, что я был питерцем, но местных не проведешь — частенько спрашивали: «Молодой человек, вы что, не местный?» Если выпадает возможность, всегда стараюсь пообщаться с приезжими. Оказывается, хоть родина у нас одна, мы все равно разные. И это на самом деле просто волшебно.


Алиса


Я родилась в Новосибирске, живу здесь всю жизнь. Моя мама в двухтысячных переехала сюда из Якутии, чтобы получить образование; ее семья же осталась на малой родине. В других городах, кроме Новосибирска, я не жила, но как моя мама когда-то переехала в Новосибирск за образованием, так и я хочу переехать в Москву. И хотя я переезжаю, я по-прежнему буду считать себя сибирячкой. Человека из Сибири вывезти можно, но Сибирь из человека — нет.

Когда я была маленькой, надо мной, бывало, посмеивались и спрашивали, откуда я, а я не понимала, в чем вопрос — я ведь такая же сибирячка, как и все. Не существует «настоящих» сибиряков; любой, кто Сибирь любит, знает, что он сибиряк. Независимо от того, как он выглядит или ведет себя.

К сожалению, я не поддерживаю связь с культурой Якутии, но в целом с ней знакома. Моя мама поддерживает связь с родственниками и друзьями из Якутии, и от них я узнаю о литературе, моде и культуре этого края. Знаю, например, что наша родственница выпустила сборник сказок. Якутские сказки — это огромный пласт культуры, они совсем не похожи на русские и в большинстве своем жуткие и устрашающие.

За границей меня никогда не принимают за русскую, а тем более за сибирячку; в основном за китаянку или кореянку, но с ними меня путают и в Сибири. Зато в интернете, увидев в графе город «Новосибирск», говорят: «О, −40C° зимой, да?!» Кроме зимнего холода, ничего о Новосибирске никто и не знает. Многие считают, что раз сибирячка — значит, не мерзнешь совсем. А сибиряк — не тот, кто не мерзнет, а тот, кто всегда одевается тепло.


Анастасия


Я родом из Республики Саха (Якутия), из города Якутск. Сейчас живу в Новосибирске, куда в 2012 году приехала учиться и где встретила мужа — он тоже из Якутии. Еще когда учились и встречались, решили, что будем жить тут.

Республика Саха расположена в Восточной Сибири, поэтому да, я считаю себя сибирячкой. Я родилась и выросла в суровых климатических условиях, где учатся в −60C°. По дороге до школы отморозить щеки или кончик носа — это совершенно нормально. Там лето короткое, но очень жаркое, а зима очень длинная и холодная. Там зимой «одевают» машины: утепляют двигатель под капотом, ставят двойные стекла на окна. Там употребляют в пищу печень жеребятины и сырую рыбу.

Особой разницы между якутами и сибиряками не вижу, кроме внешности и некоторых вкусовых предпочтений. Как и каждый житель своей родины, якут очень ценит и чтит природу — она у нас олицетворение матери, ее буквально кормят: мамы и бабушки готовят еду и выносят в лесочек или хотя бы к дереву возле дома, прося помощи у святых божеств.

В Новосибирске у народа Саха большое землячество. Ежегодно проходит главный священный праздник «Ысыах». Все собираются в красивых национальных нарядах, поют, танцуют, играют на национальном инструменте хомусе, водят хороводы осуохай. Но самое главное — встречают солнце. Как только начинает светать, нужно встать лицом к солнцу, протянув руки, и пропитаться его энергией. Это сплачивает незнакомых людей в большом городе. Да и вообще якутов много в Новосибирске; смотря на азиатов, сразу узнаешь якутов, не говоря с ними и не слыша их. Они всегда в торговых центрах, всегда одеваются модно, всегда в центре.

В нашей семье принято дарить якутские украшения, передавая от матери к дочерям: бриллианты, якутские серьги. Если есть, то и национальные украшения тоже: головное украшение бастына, нагрудное украшение илин кэбисэр, браслеты на руки бегех.

За границей, да и в некоторых уголках нашей большой страны, люди иногда начинают спрашивать всякое: есть ли у нас ручные медведи, ездим ли мы на оленях, живем ли мы в юртах. Это очень забавляет.

Сергей


По папиной линии у меня все русские, родом с Магадана, а по маминой — татары. Хотя мама вообще родилась в ГДР, дед был военный. Я тут родился, живу и очень люблю это место — зиму, снег, сноуборд, играть в снежки, купаться в проруби, играть в футбол в сугробах. У меня три хаски, с которыми мы бороздим сибирские просторы. Многому меня, кстати, научили деды — один, как раз который военный, тяжелой атлетикой занимался и был весьма суров, второй в баню с детства водил с двумя вениками, да в сугроб после.

Друзья часто называют меня сибиряком, да и за границей не раз бывало; в основном за малое количество одежды на мне, несмотря на малое количество градусов за окном. Еще за бороду, собак, любовь к морозу и за «суровую немногословность» — считаю это одной из важных черт сибиряков. А еще как же в холод и без еды — кушаю я много, правда, у меня тренировки постоянные. Самое любимое после тренировки или соревнований — скушать килограмм пельменей и выпить пивка.

Мария


Я родом из Новосибирска. Тут родилась, тут и живу. Мои родственники еще в 1914 году, за три года до Октябрьской революции, переехали из Украины в Томскую область. Тут им понравилась земля, тут и остались. Считаю я себя больше сибирячкой, чем просто русской. Мне кажется, что само понятие «русский» очень расплывчато: когда была в Петербурге, я встречала кучу разных людей из разных городов России, и они все были очень разными.

Я думаю, что сибиряками можно назвать тех людей, кто родился в Сибири и впитал некий сибирский дух. Мои знакомые из городов европейской и южной части России всегда удивляются тому, как в −15C° я не мерзну на улице, когда их уже в +5C° бросает в обморок. Они объясняют все тем, что я сибирячка, а они нет. Я в это сама не очень верю. Мне кажется, что некая морозоустойчивость — это дело привычки. Никаким особенным стереотипам я вроде бы не соответствую. Часто ем пельмени, иногда ношу огромную белую шапку-ушанку. В качестве сибирского кота у меня парень, кормлю его.

Андрей


Я родился в Новокузнецке, мама и папа тоже. По линии отца моя бабушка из Польши, дед с Украины, из Донецка. По маминой линии ничего не знаем. Не считаю себя сибиряком — скорее, образ сибиряка с дедом моим ассоциируется. Это такой человек, который зимой на даче может выйти в одних шортах поколоть дрова, голыми пальцами красные угли в костре переворачивает и все в таком духе. Ну, еще обязательно сибиряк должен уметь делать все бытовое: от сантехники до инженерных работ в шахте, как-то так.

Сам я не люблю холод и не люблю жару. Сибиряком никто не называл вроде. Все стереотипы на холоде в основном завязаны, шутки тоже. По питанию тоже не могу ничего сказать, не ем пельмени, сало и прочее. А вот сугроб после бани — это тема; все, кого знаю, эту тему котируют, в том числе и заграничные чуваки.