5 иллюстраторов из Сибири, за которыми стоит следить. Часть I

Портфолио бывшей санитарки скорой помощи, комиксиста со стажем, фаната научной фантастики, галерейного художника и омской портретистки
Мы спросили пятерых иллюстраторов о том, как они начали рисовать, нашли собственный стиль и зарабатывают ли на своем творчестве. Бонусы для внимательных — Telegram-канал, посвященный искусству без специальной подготовки, список фильмов в жанре научной фантастики для вдохновения и сборник комиксов на тему русской культуры, фольклора и эстетики.

Александра Каленская — красноярская художница, постоянная участница выставки уличного искусства «Флаг в руки», организатор арт-событий и фриланс-иллюстратор. Изначально иллюстрация была хобби, способом избежать скуки на уроках в школе: «Я самоучка, годы смотрела, как рисуют другие, спрашивала совета, методом тыка осваивала графические программы, искала свою технику». До того, как полностью перейти на удаленную работу иллюстратором, Александра успела поработать мерчендайзером, маляром на стройке, санитаром на скорой и PR-специалистом на заводе по производству колбасы.

Каленская работает на несколько городов: Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москву. Иногда появляются и зарубежные заказчики. В основном просят создать фирменный стиль для мероприятий или заведений, нарисовать афишу или обложку для альбома. Летом Александра разрабатывала иллюстрации для производителя сноубордов, а сейчас работает над обложками для тетрадей и блокнотов вместе с питерским книжным магазином «Подписные издания».

Кислотная, яркая диджитал-иллюстрация с аллюзиями на элементы поп-культуры — основа авторского стиля Каленской. «Какой-то умный и наблюдательный человек однажды сказал, что такой стиль рисовки характерен для зинов начала нулевых и афиш хардкор-панковских групп, — объясняет Александра. — Есть ли у этого стиля название — не знаю».








Артем Траханов — художник-комиксист из Новосибирска. Учился в Новосибирском Институте Искусств, закончил обучение в 2010 году. С первого курса параллельно подрабатывал созданием иллюстраций и комиксов. После окончания университета удаленность Новосибирска от основной комикс-сцены не казалась проблемой для работы художника-фрилансера, но со временем образовался определенный информационный вакуум. «Без новых знакомств и впечатлений было тяжеловато, — рассказывает Артем. — Сейчас в Сибири гораздо больше народу стало интересоваться этой культурой, есть свои комикс-фестивали, и я уверен, что начинающим художникам сейчас гораздо комфортнее в этой среде, чем было мне 6 лет назад».

На счету Артема работы с Boom! Studios, IDW, Dynamite и Vertigo, а также Image Comics, известным созданием «Ходячих мертвецов». Сейчас он живет в Санкт-Петербурге и создает иллюстрации для зарубежных издательств и независимых сценаристов, одновременно занимаясь своими собственными проектами.

Один из таких проектов — «Славянский нигилизм», сборник комиксов на тему русской культуры, фольклора и эстетики. В рамках этого проекта Артем пытается создать альтернативу комиксам мэйнстримовой тематики и рассказать о русской культуре в современной форме, доступной и для зарубежного читателя. «Это мне сейчас интереснее всего — работать над преодолением кризиса нашей художественной идентичности и репрезентации "наших" тем в западных комиксах», — объясняет художник. Первый выпуск состоял из одного авторского комикса самого Артема, хоррор-истории «Злоба» про солдата, к которому привязалось подобие Лиха Одноглазого. Начиная со второго выпуска, в каждом номере будет два комикса минимум двух разных авторов. Антология издается на русском и английском языке.










Иркутский художник Антон Брылев ушел с первого курса математического факультета и поступил на архитектора. Сейчас Антон учится на последнем курсе и работает в гончарной мастерской, где отливает формы для будущих изделий.

Творчество Брылева во многом сформировано анимацией и поп-культурой. Знакомство началось с мультпрограмм по телевизору, а с появлением интернета Антон разыскал и посмотрел все самые громкие анимационные фильмы. В 20 лет открыл для себя жанр научной фантастики, которая и сформировала его творческий стиль: «Больше всего, наверное, на мое творчество повлияла манга "Акира", сериал "Ковбой Бибоп" и фильм "Бегущий по лезвию"».

Иркутск — крупный город, где регулярно проводятся комикконы и фестивали, но зарабатывать художнику подобной направленности все равно довольно сложно. «Зарабатывать творчеством получается не всегда, — признается художник. — Это достаточно непостоянный заработок, и обеспечивать им себя полностью без большой аудитории довольно сложно. Единственный выход — искать работу удаленно, через интернет, печататься удаленно в московских или питерских издательствах».







Роман Сойда работает в Красноярске под псевдонимом Adios Amor («Рома Сойда» задом наперед): рисует, выпускает одежду и развивает творческое объединение Plavlenie.

Специальной художественной подготовки у Сойды нет — высшее образование он получил в сфере музееведения и прикладного программирования. Официальный статус художника для него — это не цель и не условие для творческого самовыражения. Сойда отвергает традиционное представление о работе художника как о профессии, воспринимая ее как игру в сочетании с творчеством, и ведет отдельный Telegram-канал «Секреты дилетантства», посвященный тому, как заниматься искусством без специальной подготовки.

Существенная часть творчества Сойды держится на апроприации —художественном приеме, подразумевающем прямое использование в работе реальных предметов или существующих произведений искусства. Образы художник заимствует из разных источников. «Прогулка по городу, обложка журнала, логотип проезжающей машины, полотно Пикассо — все эти ингредиенты будоражат мое воображение, которое смешивает их в произвольной пропорции».










Анжелика Горюнова  — омская художница-портретистка, рисующая минималистичные и уютные изображения окружающих ее людей.

«В работах я ничего не продумываю заранее и эскизов не рисую. Останавливаю взгляд на увлеченном чем-то человеке, прикидываю, сколько он в таком состоянии еще пробудет, и рисую его, — описывает свой творческий процесс Анжелика. — Особенно, если это человек с фактурной внешностью. Особенно, если у человека выдающиеся уши. Люблю начинать рисовать с ушей».

Анжелика закончила омский Институт дизайна и технологий по специальности дизайн среды. Еще в вузе она с подругами организовала инициативную группу #DevkiDevki. Девушки занимались написанием научных работ в области искусства и дизайна, организацией выставок и проектов в сфере пространственного дизайна. Сейчас они развивают студию средового дизайна и уже реализовали несколько проектов в Омске и Москве. Препятствий для творческого бизнеса в городе Анжелика не боится: «Я считаю, что в Омске можно зарабатывать чем хочешь, если у тебя для этого достаточно ума и сил».