«Нашла у дедушки "Зенит", взяла поносить»: Финалисты MoS Photo Prize о фотографии и о себе. Часть I

Фотография как форма мышления, взаимодействия с реальностью и выражения потаенного


На фотоконкурс Makers of Siberia Photo Prize поступило более 600 заявок. В итоговой выставке, открытие которой состоится 19 октября в Городском музее «Искусство Омска», будут выставлены работы 17 фотографов — 10 человек покажут свои одиночные снимки, а семеро представят тематические серии работ. В первой части материала о фотографах-финалистах мы говорим с авторами серий об их взаимоотношениях с фотографией — как они открыли ее для себя и что продолжает их вдохновлять в этом процессе.

«Часами ездила в трамвае с фотоаппаратом»: Марина Истомина

Иркутская область, 26 лет



Фотография пришла в жизнь Марины Истоминой как средство борьбы с офисной рутиной «потокового креатива». Культуролог по образованию, Марина работала копирайтером в креативном агентстве и заинтересовалась визуальной стороной дела, глядя на работу своей коллеги арт-директора, а вскоре начала снимать сама. Контакт, возникавший с людьми и окружающей средой при съемке, казался ей важнее «напускного, мусорного», от которого хотелось сбежать. В конечном итоге, осознав, что она уже снимает по шесть дней в неделю, Марина уволилась с работы и встала на путь фотохудожницы: «Самое классное для меня в фотографии — это поиск, когда я взяла фотоаппарат, уже сделала несколько десятков кадров и оказалась в лабиринте Минотавра, продолжая раскручивать ту самую ниточку. Это захватывает почище любого кино».

«Самое классное в фотографии — что любой может стать фотографом»: Алексей Васильев

Якутск, 34 года



«Мне повезло родиться и жить в Якутии — это такое место, которое грех не снимать, — признается Алексей Васильев. — Я рад, что могу сказать о себе: "Я фотограф из Якутии". Эти места определили мой визуальный язык, мое мироощущение, которое я пытаюсь передать через изображение». Процесс этой передачи, судя по всему, проходит довольно успешно — Алексей в фотографии меньше десяти лет, но его работы уже публиковались на страницах «Медузы» и National Geographic, The Guardian и The Observer, а также приносили ему призовые места в конкурсах знаменитой европейской фото-институции LensCulture в номинациях Emerging Talents (Молодые таланты) и Visual Storytelling (Визуальный сторителлинг). Выпускник питерской школы документальный фотографии «ДокДокДок», Васильев пришел в профессию довольно поздно, практически на пороге тридцатилетия. «Это был способ убить время, — объясняет он. — Мне нравился сам процесс съемки: гулять часами по улице, слушая музыку, в поисках интересных сюжетов и мест». Какое-то время еще оставалось место для сомнений в том, действительно ли стоит этим заниматься, но сегодня Васильев уверенно говорит: «Пока я выбираю фотографию, и ни в чем другом не нахожу столько же радости и удовольствия».

«В проектной фотографии мне нравится красота хода, как в шахматах»: Александр Никольский

Кемерово, 35 лет



«Самое крутое — абсолютная концентрация, когда палец уже на кнопке, — делится Александр Никольский. — Занимаюсь стрельбой, и это похожее ощущение, больше не знаю, с чем сравнить». Социальный психолог по образованию, Александр освоил свою первую камеру буквально за две недели, чтобы подготовить вступительное портфолио для поступления на второе высшее в институт культуры. Он пришел туда по причинам, не особенно связанным с желанием какой-то художественной самореализации: «Хотелось продолжить студенчество, а заодно поподробней изучить фотографию как одну из самых действенных и распространенных социальных технологий». С 2013 года Александр сам ведет курс проектной фотографии в Кемеровском институте культуры, работает не только с фотографией, но и с видео, а также объектами.

«Снимаю, потому что это такой способ разговора с реальностью»: Янина Болдырева

Новосибирск, 33 года



«Это довольно банальная история, — говорит Янина Болдырева в ответ на вопрос об истоках своего увлечения фотографией. — Нашла у дедушки "Зенит", когда мне было лет 16, взяла поносить». Сейчас, полжизни и два десятка камер спустя, Янина признается, что снимает «все то же, что и в 16, только интересней, оригинальней, профессиональней». Трижды стипендиат Союза фотохудожников России, регулярный участник зарубежных фотоконкурсов и победитель прошлогоднего конкурса «Родом из Сибири», Болдырева считает фотографию не просто хобби или формой творческого самовыражения, но способом мышления: «Есть некоторые вещи, которые можно вытянуть из реальности, донести и показать только таким способом». Занимаясь фотографией примерно половину жизни, Янина признается: «Мне мало что нравится так долго». Так что тот факт, что ей все еще интересно фотографировать, она предлагает считать одной из главных своих профессиональных удач. По образованию Янина, кстати, художник-монументалист, так что фотография в ее жизни вполне неплохо сочетается с муральной живописью и кураторской практикой.

«Люблю, когда фотографии самодостаточны»: Владислав Третьяк

Кемерово, 25 лет



Увлечению Владислава фотографией меньше десяти лет: на 19-й день рождения друг подарил ему пленочную «зеркалку». «Тогда о фотографии я знал совсем мало и просто щелкал своих друзей, — рассказывает Влад. — Примерное понимание того, что я хотел бы снимать и как это получать в итоге, пришло через год-полтора». Сейчас Владислав работает в области промышленного дизайна и параллельно продолжает публиковать свои фотографии — его работы уже появлялись на страницах Moss and Fog, Motor и Fubiz. «Радует, когда мои снимки публикуются на тематических ресурсах и потом сами собой расходятся по сети», — признается фотограф.

«Пленка меня никогда особо не привлекала, а вот идея цифровой фотографии заворожила»: Антон Климов

Иркутск, 34 года



«В 2001 году я учился в компьютерном колледже, увидел у кого-то цифровой фотоаппарат и сразу понял, какие возможности это несет», — рассказывает Антон Климов. Какое-то время сковывала недоступность цифровой фототехники, но вскоре процесс пошел — последние десять лет Антон занимается фотографией профессионально, состоит в союзе фотографов России, публикуется на страницах Forbes и Spiegel, «Таких делах» и «Ленте.ру», «Новой газеты» и РБК. Первая персональная выставка фотографий Климова состоялась в 2013-м, в филиале Иркутского художественного музея; было также участие в групповых выставках в Италии и Москве, а прямо сейчас фотографии Климова (как и еще нескольких героев этого материала, кстати) можно найти на Красноярской музейной биеннале «Переговорщик» в Музейном центре «Площадь Мира». «Для меня фотография — это способ понять окружающий мир и себя в этом мире, — поясняет фотограф. — Способ передачи своих ощущений, может, и самим до конца не осознанных».

«Бросил игру на гитаре и начал снимать на родительскую мыльницу»: Виль Равилов

Кемеровская область, 32 года



Хотя Виль Равилов и снимает лет примерно с 20-ти, сам он считает, что серьезно заниматься фотографией начал только году в 2016-м, после поступления на фотофакультет им. Гальперина в Санкт-Петербурге: «Там мне хорошо вправили мозги». До этого Равилов занимался коммерческой фотографией, где, по собственному признанию, в основном «гонялся за техникой, метался между съемкой пейзажей и свадеб». Учеба (после фотофакультета была также Школа современной фотографии «ДокДокДок») помогла окончательно определиться с приоритетами. «Неровно дышу к стрит-фотографии, — объясняет фотограф. — Надеваю наушники и отправляюсь гулять по городу, и в какой-то момент сознание отключается, и ты начинаешь видеть. Порой даже знакомых не узнаю, настолько ухожу в себя». Побед в конкурсах или публикаций на счету Равилова пока не очень много, но это, с его точки зрения, в фотографии совсем не главное. «Если заниматься документальной фотографией и не выиграть ни одного приза и не провести ни одной выставки, все равно проживешь достаточно насыщенную жизнь, — убежден фотограф. — Ведь ты постоянно будешь сталкиваться с интересными людьми и явлениями, которые повлияют на твое мировоззрение».