Посмотрите, это ханты: Подкаст «Итак, простые люди» о жизни на Севере

Мудрость, тишина и немного оленьих сухожилий


В Сургутском районе запустили любопытный проект — подкаст под названием «Итак, простые люди». Его герои, как нетрудно догадаться из названия — действительно простые люди, обычные сельские жители, учителя, врачи, рабочие, художники. Авторы подкаста признают — да, это люди, у которых редко берут интервью, но именно поэтому к ним и стоит прислушаться, попытаться найти стоящую за каждой судьбой сложную и разностороннюю человеческую историю. Речь не только о персональном опыте, сложившемся за несколько сменявшихся периодов отечественной истории — речь еще и о культуре коренных народов, традиции и верования которых герои подкаста так или иначе пытаются сохранять и развивать в современном мире провинциального российского Севера. Авторы «Простых людей» и сами участвуют в этом процессе сохранения — на странице проекта публикуют не только выпуски подкаста, но и различные дополнительные материалы, которые объясняют звучавшие в разговорах понятия, иллюстрирующие те или иные народные традиции. О том, почему так важно давать этим голосам прозвучать, нам рассказал автор и идеолог проекта Петр Юнкер.


Что это за народ, что за инструменты странные

Интерес к теме жизни коренных народов появился в жизни Петра максимально прямолинейным путем: «Я сам — часть коренного народа Севера ханты. Моя мама — представительница этого народа, а отец немец. Меня с детства интересует эта тематика, я через творчество, через искусство к ней пришел — я занимаюсь игрой на этнических музыкальных инструментах, практикую этнический театр». По образованию Петр режиссер театра — образование получал в Тюмени, хотя родился в Сургуте, а сейчас живет в сельском поселении Угут Сургутского района вместе с родителями. Первый же собственный театральный проект Петра был построен вокруг своей национальной идентичности — это был моноспектакль «Кат/Дом» («кат» с хантыйского и переводится как «дом»), в котором он выступает и в качестве режиссера, и в качестве единственного актера. «Этот спектакль рассказывает о жизни ханты и тех людей, которые были с ними так или иначе связаны — нефтяники, промышленники, фольклористы, которые приезжали в юрты собирать их фольклор. Я этот спектакль сделал за год в Салехарде, куда меня пригласили работать, развивать театральную жизнь, — рассказывает он. — Потом я с этим спектаклем попал в Александринский театр в Питере, я там участвовал в лаборатории на Новой сцене. Меня там выделили, вместе с еще двумя режиссерами, из Перми и Екатеринбурга, и мы со своими спектаклями покатались по России».

Во время этих гастролей Петр заметил, что зрителям в центральной части России — в Москве, в Санкт-Петербурге, в других городах — тема бытования коренного северного народа интересна, хотя бы просто потому, что там мало кто знает, как и чем эти люди живут. «После показов бывали часовые разговоры в кулуарах, все задавали вопросы: что это за народ, как он себя ведет, что это за музыкальные инструменты странные», — вспоминает режиссер. О хантыйских музыкальных инструментах он действительно готов рассказывать подолгу и подробно — мы выяснили, что в его спектакле используется инструмент «нарсьюх», этакий хантыйский вариант крыловидных гуслей, которые, как сходятся большинство этнографов, на Север привезли русские (название, кстати, довольно поэтично переводится — «поющее дерево»). Некогда сакральный, исключительно мужской инструмент, который использовался в обрядах, а струны для которого делались из высушенных оленьих сухожилий, сегодня стал инструментом стилизованным, доступным всем. «Сейчас, конечно, кто во что горазд делает, — жмет плечами Петр. — Кто гитарные струны ставит, кто проволочки натягивает, которые в проводах для ЛЭП используются; если струна потолще должна быть, три проволочки натягивают, потом две, потом одну». Мы также узнали о разновидности варгана под названием «тумран» (делается из кости), о мансийском инструменте под названием «сынквылтап» и многом другом, для рассказа о чем нам, пожалуй, потребуется какой-то отдельный повод.



Петр руководит своей театральной лабораторией «Артланта», организацией без постоянной площадки и сформированного состава, действующей в проектном режиме. «Создаем какой-нибудь проект, потом вывозим его, показываем на разных площадках и фестивалях», — поясняет режиссер. Стоит отметить, что появилась на свет лаборатория в качестве вполне стационарного проекта, в Тюмени, но потом все участники разъехались по разным городам (Салехард, Сургут и так далее), и пришлось подкорректировать статус проекта. Собственная работа Юнкера вне лаборатории устроена по схожему принципу — он действует как приглашенный режиссер, выезжающий для участия в фестивале или по приглашению какого-нибудь независимого театрального проекта. Именно в таких разъездах по стране и родилась идея подкаста «Простые люди». «В своей работе с театральными проектами я постоянно нахожусь в пути, и поэтому я все время себе закачиваю огромное количество подкастов, чтобы слушать их в офлайн-режиме, — говорит Петр. — И в какой-то момент я поймал себя на мысли о том, что очень мало подкастов рассказывают о феномене простого человека». Логика понятна — большинство подкастов стремятся заполучить гостей известных, медийных, успешных, кого-то, кто может не только интересно раскрыть тему, но и привлечь к подкасту дополнительных слушателей за счет собственной имеющейся аудитории. Юнкер же, рассуждая о том, что делает человека интересным для разговора с ним, смотрит на ситуацию с менее прагматических позиций. «Интересность можно измерять по-разному — с позиции успеха, денег, медийности, — соглашается он. — Но мне кажется, что интересность прежде всего в том, что люди могут без прикрас рассказать о своем жизненном опыте. О том, что чтобы состояться как личность, требуются годы работы, пот и кровь — только так достигается опыт, только так человек становится личностью. Речь не про уровень успеха или медийной узнаваемости — а про то, как человек доходит до состояния человеческого счастья».

Это манси, он живет в лесу

Мысль про человеческое счастье звучит немного утопически, но в то же время в этом и главная сила «Простых людей» — в готовности честно и открыто всматриваться в настоящих простых людей. Героями подкаста были геолог, увлекающийся фотографией, и завуч школы-интерната с опытом участия в археологических раскопках, руководитель поискового отряда и сотрудница заповедника, директор этнографического музея и преподавательница родного языка. Профессиональный путь героев для Юнкера и его команды, конечно, имеет значение, но в то же время они сознательно стараются не фокусироваться исключительно на достижениях своих героев. «Наш проект — это еще и некоторый социальный рупор, — объясняет создатель "Простых людей". — Мы не просто говорим: "Посмотрите, это ханты, это манси, он живет в лесу, в юрте, как круто у него вокруг, пейзажи, тишина и спокойствие". Мы еще пытаемся говорить о том, что ему в этой тишине и спокойствии может не хватать каких-то обыкновенных, бытовых вещей, которые есть у нас, городских жителей, что бывают моменты несправедливого отношения к коренным народам».

Но в любом случае во время беседы с Петром возникает ощущение, что какой-то социальный аспект разговоров со своими героями для него самого уверенно отходит на важный, но все-таки второй план. А первый план — самый простой, коммуникационный, чисто человеческий; радость от разговора с интересным человеком с богатым уникальным опытом, которому есть, что тебе поведать. «Мне кажется, в разговорах с такими людьми открывается богатый и уникальный мир — не только в каком-то этническом плане, но и в плане общего понимания жизни, — делится соображениями Петр. — У них же иная психологическая конституция, иная психосоматика — это могут быть люди, которые искренне придерживаются языческих верований, говорят о бытовых вещах, которые были в ходу 100 или 200 лет назад. Прежде всего хочется именно о таком рассказать — о разных точках зрения, о разных призмах восприятия».

Подкаст запустился совсем недавно, в апреле, и на момент написания этого текста вышло уже 14 выпусков. Поначалу выпуски выходили нечасто, но к осени проект взял серьезный темп, по два выпуска в неделю, которого авторы планируют придерживаться до конца ноября, когда завершится первый сезон проекта. В декабре команда планирует немного отдохнуть и взяться за «Простых людей» уже в следующем году, с новыми силами и, желательно, новыми возможностями. «На самом деле мы придумывали проект преимущественно визуального характера, — объясняет Юнкер. — Согласитесь, слушать подкаст о манси, который проживает где-то в деревне под Екатеринбургом, и своими глазами видеть, во что он одет, какие орнаменты у него на одежде, где он живет, какой у него быт — это все-таки разные вещи. Мы пытаемся выходить на гранты, чтобы иметь возможность закупать оборудование, которое нам позволит ездить и снимать это все, делать скорее такой видеоподкаст. Сейчас у нас проект независимый, мы все делаем своими силами».



К тому же, как это часто бывает, для большинства участников команды «Простые люди» — совсем не основной проект. Например, один из композиторов подкаста, земляк Юнкера Даниил Николаенко, по образованию машинист поезда. «Хотел бы, кстати, огромное спасибо сказать композиторам, которые с нами работают, — говорит автор подкаста. — Нам после каждого выпуска люди пишут, как здорово у нас подобрана музыка — что она не просто как-то там вклеена, а работает на персонажа, на его историю. Вся музыка у нас полностью авторская. С Даниилом Николаенко мы с одного села, с детства дружим. А второй композитор, Артем Ерохин — он из города Карталык под Челябинском. С ним мы вживую ни разу не виделись, работаем дистанционно, он делал музыку к большинству моих театральных проектов. Мне очень нравится с ним работать, потому что мы с ним на одной волне — я ему стараюсь максимально подробно объяснить, какое настроение мне от мелодии нужно, и он все сразу на лету понимает».

Сейчас вектор исследования «Простых людей» нацелен на Сургутский район, но расширение подхода к тематике в дальнейших планах есть. Во-первых, есть планы расширить территорию исследования, поездить по разным регионам, находить и записывать истории героев оттуда. Во-вторых, можно и у себя дома обратить внимание на представителей народов, необязательно являющимися коренными для этих территорий. «Среди наших будущих героев есть, например, 45-летний мужчина из Дагестана, который приехал на Север за длинным рублем, — рассказывает Юнкер. — Также мы знаем, что у нас много представителей татарского народа, башкирского народа, украинского народа, армян, чеченцев и так далее. Просто пока наши основные слушатели — это жители Сургутского района и Ханты-Мансийского автономного округа, и сейчас мы говорим о том, что интересно им, но в дальнейшем планируем расширить наш диапазон».