9 спектаклей из Сибири, номинированных на «Золотую маску»

Показы конкурсных работ уже стартовали

«Золотую маску» иногда упрекают в том, что и премия, и фестиваль нацелены главным образом на узкий круг близких организаторам столичных коллективов, режиссеров, артистов, а большая часть российских театров оказываются вне поля зрения экспертов премии. Упрек несправедливый — каждый год и в лонг, и шорт-листах премии значатся десятки спектаклей больших и малых театров со всей России. Сибирь ежегодно представлена как общепризнанными театральными центрами, такими, как Омск, Новосибирск и Красноярск, так и совершенно неожиданными для широкого зрителя топонимами. В прошлом году, например, номинантами стали театры из Шарыпово и Лесосибирска (Красноярский край). Но это неожиданность на самом деле разве что только для столичных снобов — мотающиеся по нашей немаленькой стране театральные критики и эксперты-отборщики «Маски» хорошо знают и ценят эти коллективы. Подтверждение тому — спектакль лесосибирского театра «Поиск» «Мертвые души» снова в шорт-листе премии, в номинации «Лучший спектакль малой формы».

Маленький театр в городе с населением 60 тысяч в четырех часах дороги на авто на север от Красноярска (пригородный поезд раз в неделю восстановили только в январе этого года) можно приводить в пример того, что искусство дышит, где хочет. Но хорошо бы помнить о том, что к успеху театр шел много лет, а художественному руководителю Олегу Ермолаеву приходится сталкиваться с немалым количеством трудностей. Результаты не могут не вызвать уважение. Маленькая, но эффективная труппа из десяти артистов, удачные приглашения режиссеров (самые удачные спектакли поставили именно приезжие), медленная, но уверенная работа над созданием репутации — таковы слагаемые успеха театра «Поиск». Спектакль по хрестоматийной поэме Гоголя поставил Олег Липовецкий, обозначив жанр этого роуд-муви текста как «прочтение». Он и оказался прочтением, помещающим гоголевский текст в стихию карнавальности и возвращающим «образам помещиков» жизнь и человеческое измерение.

На сцене весь спектакль три актера: Олег Ермолаев, играющий во многих постановках театра, Виктор Чариков и Максим Потапенко. Олег Ермолаев «отвечает» главным образом за Чичикова и авторский текст, а Виктор с Максимом — за всю остальную галерею персонажей: они в мгновение ока перевоплощаются то в Манилова, то в Коробочку, то в Ноздрева, то в Плюшкина, то впрягаются в чичиковскую повозку и скачут вокруг длинного стола, заваленного хламом. Импровизация, легкость, юмор, стихия игры — за это спектакль заслуженно отмечен многими наградами: гран-при на Фестивале театров малых городов, премией Ассоциации театральных критиков, а на «Ново-Сибирском транзите» Ермолаев, Чариков и Потапенко получили приз за лучшую мужскую роль. Все трое артистов значатся и в номинации «Лучшая мужская роль» «Золотой маски» — случай редчайший. Номинации есть и у Олега Липовецкого, и у художника Якова Каждана, создавшего не то кладовку с одеждой секонд-хэнд и реди-мейдом, не то гардеробную заштатного бедного театра. Шесть номинаций для маленького театра на главной российской театральной премии — это очень сильно.

Театр «Поиск»
Лесосибирск


Номинации:
Драма / спектакль малой формы
Работа режиссера (Олег Липовецкий)
Работа художника (Яков Каждан)
Мужская роль (Виктор Чариков)
Мужская роль (Максим Потапченко)
Мужская роль (Олег Ермолаев)

«Время секонд-хэнд» в постановке Дмитрия Егорова в Омском драматическом театре тоже не обделено номинациями: лучший спектакль, лучшая режиссура, сразу три актрисы номинированы на лучшую женскую роль второго плана. Для режиссера это не первое обращение к произведениям Светланы Алексиевич, да и в Омской драме когда-то, в 80-е годы прошлого столетия, шел спектакль по книге «У войны не женское лицо», сделавшей белорусскую журналистку знаменитой.

Спектакль про время «секонд-хэнд» (в буквальном смысле — сцена завалена б/у одеждой) построен так же, как и книга — как череда монологов персонажей, то оправдывающих прошлую, советскую жизнь и проклинающих новую, то наоборот. Зритель начинает сопереживать и сочувствовать даже тем персонажам, с которыми он совершенно не согласен — никакого фокуса нет, это и есть театр. Режиссура Егорова этим не ограничивается, в спектакле есть и другие смысловые надстройки. Главное — это стремление разобраться с советским наследием, если не ответить окончательно, то как-то прояснить наше отношение и к тому времени, и к этому. Эта тема — выяснение отношений с прошлым — очень важна для Егорова, он не первый раз к ней обращается.

Театр драмы
Омск


Номинации:
Драма / спектакль большой формы
Работа режиссера (Дмитрий Егоров)
Женская роль второго плана (Татьяна Филоненко)
Женская роль второго плана (Валерия Прокоп)
Женская роль второго плана (Наталья Василиади)

Номинирован на «Маску» и другой спектакль Дмитрия Егорова — «Я. Другой. Такой. Страны» по произведениям Дмитрия Александровича Пригова, поставленный в Красноярском драматическом театре. В нем он также выясняет отношения с советским прошлым, с самим понятием «советское», педалируя соцартовский абсурд и обходясь без ностальгических нежностей.

Жанр спектакля обозначен как «драматический концерт», что весьма подходит к постановке по текстам многоликого Пригова. Пушкин, Милицанер, советские граждане и появляющийся Сталин в завиральной постановке должны помочь зрителю дать ответ: совсем плохо было в Советском Союзе или все-таки не очень? Ответа (однозначного, во всяком случае), понятно, нет. Можно быть уверенным, что Дмитрий Егоров и в других спектаклях продолжит поиски. «Я. Другой. Такой. Страны» претендует на «Золотую маску» в пяти номинациях, в том числе за работу художника — новосибирского сценографа Евгения Лемешонока.

Драматический театр им. А.С. Пушкина
Красноярск


Номинации:
Драма / спектакль большой формы
Работа режиссера (Дмитрий Егоров)
Работа художника по костюмам (Евгений Лемешонок)
Женская роль второго плана (Мария Алексеева)
Мужская роль второго плана (Данил Коновалов)

Красноярский драматический театр представлен и другим спектаклем: постановкой своего главного режиссера Олега Рыбкина «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по знаменитой пьесе Тома Стоппарда. Рыбкин, на свой манер выворачивая наизнанку шекспировского «Гамлета», создает запутанный, фантасмагоричный мир гиньоля, несколько раз пересаживая зрителей из зала на сцену и обратно. Мир, в котором персонажи внезапно появляются на сцене из люков, где главные герои, второстепенные персонажи шекспировской трагедии, оказываются не просто предателями, согласившимися повезти своего лучшего друга на убой, но и людьми, достойными жалости.

Кроме номинации в категории «Лучший спектакль малой формы», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» представлен в номинации за работу режиссера (у Рыбкина за долгую карьеру накопилось какое-то несчетное количество номинаций). Александр Истратьков номинирован на лучшую мужскую роль, а Дмитрий Зименко (Митрич) — на лучшего художника по свету.

Драматический театр им. А.С. Пушкина
Красноярск


Номинации:
Драма / спектакль малой формы
Работа режиссера (Олег Рыбкин)
Работа художника по свету (Дмитрий Зименко)
Мужская роль (Александр Истратьков)

У Омского драматического театра тоже есть второй спектакль-номинант: это «Отец», поставленный на малой сцене Павлом Зобниным (с прошлого года — главный режиссер Томского ТЮЗа) по пьесе шведского классика позапрошлого века Августа Стриндберга. Пьеса — крайне редкий гость на российских подмостках, что понятно: ее конфликт (жена сообщает мужу, что уже взрослая дочь не от него, и это в буквальном смысле его убивает) изрядно архаичен.

Режиссер не пытается актуализировать противостояние мужского и женского в духе сегодняшних прений о феминизме, он даже принципиально погружает действие в исторический контекст, одевая героев в исторические костюмы. Но психологическая плотность и убедительность актерской игры такова, что от поединка главы семейства с женой глаз не оторвать. Омская драма всегда славилась классом своих артистов и считаясь одной из лучших российских трупп — справедливо, что Михаил Окунев и Анна Ходюн номинированы на премию за свои роли (причем Окунев — уже в четвертый раз).

Театр драмы
Омск


Номинации:
Драма / спектакль малой формы
Работа режиссера (Павел Зобнин)
Женская роль (Анна Ходюн)
Мужская роль (Михаил Окунев)

«Пианисты» новосибирского молодежного театра «Глобус», поставленные питерцем Борисом Павловичем на малой сцене, уже получили и восторженные отзывы, и награды (главный приз «Ново-Сибирского транзита»). Спектакль по роману мало известного у нас норвежского прозаика и музыканта Кетиля Бьернстада вписывается в направление, называемое «постдрамой» — максимально избавленный от интриги и внешней занимательности, с минимумом декора и сценических эффектов. Эта история о взрослении, об одержимости музыкой и самой музыке сыграна внешне отстраненно и холодно, но с такой внутренней энергией и почти яростью, что не оставляет равнодушными даже тех, кому такой театр не близок. В ансамблевой, «хоровой» подаче материала трудно выделить лучших, но номинация на премию Светланы Свистунович-Груниной за роль Ани Скууг совершенно заслужена. Парадоксальным образом в спектакле о музыке, о пианистах, где только и разговоров о великих композиторах прошлого, пианино ни разу не звучит — композитор Роман Столяр создал партитуру скорее шумовую.

Театр «Глобус»
Новосибирск


Номинации:
Драма / спектакль малой формы
Работа режиссера (Борис Павлович)
Женская роль (Светлана Свистунович-Грунина)

Музыкальный театр больших форм — опера и балет — в этом году на «Золотой маске» сибирскими постановками не представлен. Зато в номинации «оперетта-мюзикл» «Римские каникулы» Новосибирского музыкального театра и «Винил» Красноярского музыкального театра могут составить, надеемся, достойную конкуренцию театрам Москвы, Санкт-Петербурга и Урала.

Ностальгический ретро-мюзикл «Винил», написанный московским композитором Евгением Заготом и поставленный Николаем Покотыло, — совсем новый продукт, и в этом его достоинство. Красноярцы успели его поставить первыми, опередив, например, пермский «Театр-театр». История про компанию молодых людей, решивших в 1957 году, в канун Международного фестиваля молодежи и студентов записать пластинку с модной музыкой и столкнувшихся в результате с КГБ, решена ярко, музыкально убедительно и зажигательно. Рок-н-ролл в итоге в данном конкретном случае побеждает строевой марш. Шесть номинаций на премию (режиссер, композитор, дирижер, художник, главные роли) свидетельствуют о качестве работы.

Музыкальный театр
Красноярск


Номинации:
Оперетта-мюзикл / спектакль
Работа дирижера (Валерий Шелепов)
Работа режиссера (Николай Покотыло)
Работа композитора (Евгений Загот)
Работа художника по костюмам (Юрий Наместников)
Женская роль (Мария Селиверстова)

«Римские каникулы» — тоже совсем свежая и оригинальная работа, созданная исключительно новосибирскими силами: музыку написал Андрей Кротов, не раз сотрудничавший с театром. Решение взять за основу культовый фильм Уильяма Уайлера с Одри Хепберн оказалось беспроигрышным — лав-стори на фоне «вечного города» просто напрашивалась на музыкальное оформление. Режиссер Филипп Разенков, тоже уже ставивший в театре, насытил постановку отсылками к кинообразам Италии, сделав акцент на музыкальные цитаты из итальянской эстрады эпохи «дольче вита». Автором идеи делать театральную версию легендарного фильма был директор театра Леонид Кипнис, и результат впечатляет: яркий, динамичный, свежий спектакль не проигрывает даже на фоне киношедевра.

Новосибирский музыкальный театр уже второе десятилетие является непременным, практически ежегодным участником конкурса «Золотой маски», собирая все новые и новые награды в свою коллекцию, но в этот раз число номинаций чуть ли не рекордное: целых девять, включая работу художника по костюмам Елены Турчаниновой.

Музыкальный театр
Новосибирск


Номинации:
Оперетта-мюзикл / спектакль
Работа дирижера (Александр Новиков)
Работа режиссера (Филипп Разенков)
Работа композитора (Андрей Кротов)
Работа художника по костюмам (Елена Турчанинова)
Работа художника по свету (Ирина Вторникова)
Женская роль (Анна Ставская)
Мужская роль (Александр Крюков)
Роль второго плана (Вадим Кириченко)

Наконец, в категории «Куклы» фигурирует спектакль «Руслан и Людмила» театра кукол «Ульгэр» из Улан-Удэ, поставленный Яной Туминой. Ей удалось перевести пушкинскую поэму в современный регистр, сохранив юмор, и создать сложный, многосоставный мир, вмещающий самого Пушкина, кукол, людей, певцов и музыкантов, наших современников и персон со старых фотографий. Туминой удалось рассказать историю в разных регистрах и тональностях, в результате чего получилось зрелище цельное и завораживающее.

Кто получит главные награды, мы узнаем скоро — 16 апреля на сцене Большого театра «Золотые маски» будут вручены лауреатам.

Театр кукол «Ульгэр»
Улан-Удэ


Номинации:
Куклы / спектакль
Работа режиссера (Яна Тумина)
Работа художника (Кира Камалидинова)
Работа актера (Даши Рабданов)
Работа актера (Даваасурэн Бат-Улзий)
Работа актера (Булган Золжаргал)

Рассылка

Мы не рассылаем дайджесты с материалами,
но организовываем стажировки и конкурсы.
Хотите узнавать о них первыми — подписывайтесь.

Подписывайтесь на нас в