Пушистый Ленин, ода ларькам и шиномонтажкам, а также безумные иллюстрации к «Мистерии-буфф» Маяковского

Каждый месяц Олеся Позднякова, красноярский арт-критик и член команды Музейного центра «Площадь мира», рассказывает о выставках в музеях и галереях Сибири, советует лучшие и объясняет, почему их стоит предпочесть вечеру в обнимку с ноутбуком. В перечне могут быть как классические экспозиции из запасников, так и выставки современного искусства, перформансы, любые андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Случается, что в дайджест попадают лекции и кинопоказы, арт-прения, арт-ярмарки и аукционы. Нам не так важны масштабы и формат мероприятия: будь то полу-публичный междусобойчик художников в гараже или торжественный показ внезапно найденного в запасниках оригинального полотна Рубенса — мы стараемся отбирать инициативы, меняющие культурную экосистему региона. Как минимум, искренние и нескучные.



Если вы художник, куратор, галерист, пиарщик, просто интересуетесь арт-повесткой и у вас / в вашем городе намечается выставка или любое другое арт-событие, присылайте анонс на makersofsiberia@gmail.com. Прикрепите афишу, примеры работ или любые другие релевантные медиа-файлы. Укажите все ссылки и обязательно тему письма — «Выставка». Публикацию не гарантируем, но без внимания не оставим.



Нимфа у фонтана ушла



Выставка томской художницы Наташи Юдиной, яркой представительницы «сибирского романтического концептуализма». Она известна прежде всего работой с материалом — мехом, шкурами, всем, что связано с теплом. Это такая попытка обозначить место — обрисовать жизнь в глубинке, где почти всегда зима: вокруг все белое, хочется укутаться и спрятаться. Поэтому письма — теплые, Ленин обрастает на зиму кроличьим мехом, а глобус из медвежьей шерсти намекает, что весь мир — «медвежий угол». Выставка «Нимфа у фонтана ушла» является частью большого проекта художницы под названием «Страшные Сибирские Сны». Во снах, по мнению Юдиной, заключается все самое важное, философское, умозрительное, изобразительное. А Дюшан обрастает мехом так же, как и все остальное.



Грустные клоуны


Красноярск
До 24 марта
Музейный центр «Площадь Мира»


Камерная выставка произведений из коллекции «Площади мира» соединила работы двух художников — Владимира Сальникова и Олега Ланга. На недавно подаренных в фонды листах выдающегося московского концептуального графика Владимира Сальникова — иллюстрации к пьесе Маяковского «Мистерия-буфф» (со всеми ее фонарщиками, слугами, булочниками и прочими бесчисленными персонажами). Картина Олега Ланга, представленная на выставке, называется «Красная телега.1918». Как всегда, музей ищет пересечения внутри собственной коллекции, на этот раз в прямом диалоге; переклички между работами находятся как на визуально-пластическом (похожая графика), так и на содержательном уровне («Красная телега.1918» посвящена началу гражданской войны в России, когда «Мистерия-Буфф» была написана Маяковским и поставлена Мейерхольдом в декорациях Малевича).


Родом из Сибири


Томск
До конца января
Сибирский филиал РОСИЗО-ГЦСИ


Выставка финалистов одноименного конкурса Сибирского ГЦСИ для художников, фотографов и дизайнеров. Все затевалось ради поиска новых имен, поддержки молодых авторов как самой экспозицией, так и включением в каталог. В итоге в ГЦСИ до конца января можно увидеть работы Максима Амельченко (Кемерово), Юрия Гребенщикова (Барнаул), Наташи Климченко, Наталии Ковалевой и Владимира Мартынова (Новосибирск), Лилии Ли-ми-ян (Москва-Иркутск), Ирины Солза-Кузнецовой и Александра Сурикова (Красноярск).



Из Сибири в Сибирь



Уже десятая по счету совместная выставка омских художников-супругов Сергея Александрова и Анастасии Гуровой. Семейный тандем живописца и графика соединяет разные подходы — и содержательные, и технические: от теологических размышлений до шутливых лубочных зарисовок, от живописи до графитного карандаша на бумаге. Кстати, выставка открывает новый выставочный сезон, а представленные работы абсолютно свежие — все написаны в 2018 году.


НРЗБ


Красноярск
До 24 февраля
Музейный центр «Площадь Мира»


Живописный альбом красноярского художника Александра Сурикова «НРЗБ» — то есть «неразборчиво». Художника интересуют обрезки слов — он видит их на улице и складывает в своеобразную поэзию. Находящиеся на стыке изображения и слова картины интригуют — тут фигурируют «щи и фрукты», «матология», «ясли ад». Интересно, что перед Универсиадой в Красноярске зачищают ларьки и прочие «торгово-палаточные» виды малых архитектурных форм, а Суриков фиксирует смешное, занимательное и «непричесанное» из городского просторечия, встречающегося в их оформлении.



Постер-модернистская выставка


Блуждающая по городам «постер-модернистская» выставка. Телеканал 2×2 собрал российских художников, иллюстраторов и представителей актуального искусства (среди которых Эдик Катыхин, Александр Уткин, thewatt и другие), чтобы напомнить о стереотипах, навязываемых обществом, а заодно предупредить — ребята, не надо взрослеть. В списке участвующих городов — Новосибирск (Лофт-парк «Подземка»), Красноярск (Барбершоп Yushin Brothers), Барабинск (Открытое пространство «Зал ожидания»), Барнаул (Барбершоп «Бошки» и бургерная «Буффало»), Шерегеш (Гостиница «Ays Club»).