15.03 ― 29.03 / Омск / V Фестиваль новой музыки

С действительно смелой программой

С 15 по 29 марта в Омской филармонии пройдут три концерта в рамках V Фестиваля новой музыки, возобновленного в этом году после нескольких лет перерыва. В по-настоящему радикальной программе ― произведения последних десятилетий, существующие на стыке академического авангарда с электронной музыкой, музыкальным перформансом и мультимедиа.

В рамках первого концерта 15 марта ансамбль новосибирской «Лаборатории новой музыки» исполнит видео-оперу «Three Tales» (1998-2002) классика минимализма Стива Райха, а также «Форельный квинтет» (1998) российского композитора-минималиста Павла Карманова. «Three Tales» сочетают живое выступление пяти вокалистов и оркестра, состоящего из струнного квартета, четырех ударных и двух фортепиано/клавишных, с показом видео, монологи в котором играют здесь роль импровизированных арий. Опера размышляет над историей ХХ века и разделена на три части, организованные вокруг крушения дирижабля «Гинденбург», ядерных испытаний на атолле Бикини и клонирования овечки Долли. В видео вошли документальные съемки, интервью свидетелей и ученых.

21 марта в рамках фестиваля прозвучит концерт для скрипки с оркестром «The Red Violin» (1999) американского композитора Джона Корильяно, написанный на основе его музыки к одноименному фильму, а также российские премьеры «The Light» (1987) Филипа Гласса и двух пьес московского композитора Дмитрия Курляндского. Первая ― «The Riot of Spring» (2014) ― по сути, перформанс, впервые исполненный Теодором Курентзисом с пермским коллективом MusicAeterna на закрытии Рурской триеннале, и определяемый автором как «технобалет». Главную роль здесь играет созданный композитором из сэмплов саундтрек, в котором сочетается несколько жанров танцевальной электроники (издан отдельно на лейбле «Fancy Music»), а оркестр играет ровно одну ноту, по ходу действия передавая инструменты в руки зрителей. Также прозвучит созданная Курляндским по заказу Венецианской биеннале пьеса «Правила выживания в условиях чрезвычайной ситуации» (2009) для двух автомобилей с оркестром.

Наконец, 29 марта прозвучит «Концерт для DJ-пульта с оркестром» (2011) британского композитора Габриэля Прокофьева, внука Сергея Прокофьева, в котором английский диджей Mr. Switch, он же Энтони Кулверуэлл, будет в воспроизводить обратно звуки оркестра, соревнуясь с его живым звучанием. В программе также российская премьера сочинения израильтянина Беньямина Юсупова «По прочтению Борхеса» (1995), мировые премьеры Токкаты и канцоны для скрипки с оркестром (1996-2017) Ольги Викторовой, «Perpetuum Mobile» и «Passacaglia» из Симфонии №1 (2015) подающего надежды омича Никиты Сухих и пьеса «Эпоха вечного ожидания» (2018) Александра Хубеева, написанная специально по заказу фестиваля.

Уже идет приуроченная к фестивалю образовательная «OFF-программа».