В 2012 году в здании типографии «Красное знамя» Иван Ларионов с друзьями обустроил один из пустых цехов под выставку. Изначально планировалось мероприятие для друзей, а в итоге получился самый успешный сибирский фестиваль музыки, граффити, современного искусства — в общем, всей уличной и андеграундной культуры Сибири.
За семь лет Street Vision сменил пять локаций, пережил два сложных года и переместился с окраин в центр города. По-прежнему это одна крупнейших в регионе площадок для молодых художников и музыкантов. Главное отличие этого года — фестиваль становится взрослее и серьезнее.
Александр Цайзер, один из организаторов, рассказал об изменениях: «В этом году огромный лайнап артистов, гораздо более продуманный и качественный, чем в прошлые годы. И такой подход мы старались применить ко всему. Очень многим отказали, потому что хочется показывать теперь самое крутое, что есть. Но никто не исключает стихийные перфомансы — это всегда бывает, это дух Street Vision. С точки зрения организации все стало гораздо системнее. У нас в этот раз просто огромная команда, самая большая за все время существования фестиваля. В общем чате уже 30 человек».
В 2018 году Street Vision будет масштабнее. Появится зона отдыха с гамаками и местами для пикника, зона спортивных активностей. К танцевальным баттлам и рампе для скейтбординга добавятся скалодром и баскетбольные кольца. Планируются даже шахматный турнир и голдспринт — вид соревнований на роллерных велосипедных станках. О художниках, выставках, музыкальных исполнителях и лекторах расскажем подробнее.
Возвращаясь к системным изменениям, отбор арт-проектов в этом году стал на порядок жестче. Раньше делали так: объявляли сбор заявок, потом из всех присланных выбирали лучших. Street Vision таким образом был скорее стартовой площадкой для молодых художников, скульпторов и граффитчиков, нежели выставкой лучших из лучших. Сейчас организаторы сами приглашают авторов и внимательнее присматриваются к новичкам.
Те, кто следят за новостями столицы, наверняка читали про карту «Тройка» с Павленским, Иисусом и Надеждой Толоконниковой. Альтернативный дизайн транспортной карты с портретами тоталитарных лидеров, правозащитников, пророков и акционистов — это работа севастопольского художника tet9I (или просто Тетя). Другой заметный проект Тети — серия граффити «Соль». Художник приписывал к рекламе наркотических смесей части слов и получал фразы в духе «Куплю антресоль» или «Обучение сольфеджио». Такой социальный стрит-арт с обыгрыванием бытовых предметов и явлений.
Муралы — это монументальная живопись, роспись на стенах домов и зданий. Ребята из «Крепкого пальца» решили выяснить, что хотят видеть горожане на стенах домов вокруг себя. Для этого отлили из гипса маленькие копии домов и даже целых микрорайонов, а затем пригласили всех желающих расписать стены. Так появилась выставка микромуралов — исследование уличного искусства в масштабе один к ста, другой взгляд на типовую застройку и стрит-арт. В проекте участвуют более 70 человек со всей страны. Привычные пяти- и девятиэтажки из спальных районов предстают фантастическими мирами, помещающимися на одном столе.
Анастасия Эрмиш — молодая художница из Новосибирска, которая пишет маслом и акрилом. Ее работы — контраст серых и красно-желтых картин, выполненных густыми, широкими мазками. Эрмиш сочетает объем и глубину с условными формами, создавая стилизованные портреты.
Хэдлайнер направления «граффити» Mack Taknado развивает направление «сибирский фолк». Его работы — это дикая смесь традиционного уличного искусства и народных мотивов. Здесь самобытные избушки, медведи и шишки соседствуют с опорами ЛЭП, ножами и трубами заводов.
На седьмом Street Vision отдельную площадку отведут инди-комиксам и самиздату — направлению, которое в России становятся все популярнее. Специально для фестиваля группа художников со всей страны совместно нарисовала комикс — его покажут вместе с многочисленными авторскими работами. К кому стоит присмотреться: тюменскому художнику Гоше Илаеву, создателю комиксов про Тюмэна, и Ольге Лаврентьевой, автору комикса «Непризнанное государство. Одиннадцать историй о сепаратизме». Кроме того, куратор направления Сергей Потапов прочитает лекцию, как сделать зин: набрать материал, сверстать и дешево напечатать.
Граффити будет представлено тремя направлениями: классической галереей, граффити-инсталляцией и граффити-бойней — участникам за отведенное время нужно будет разрисовывать стену. Среди граффитчиков в этом году участвуют Lazy Dog со своим ленивым псом, Sharp, Dungy Buggy и Katana_Wu, основательница школы граффити Magnolias.
В этом году на фестивале установят три музыкальных сцены. Все уличные. Среди хэдлайнеров — Mujuice, Kedr Livansky и IC3PEAK. Сцена «Воздух» — основная. В «Гараже» будут выступать молодые инди-рокеры и панки со всей Сибири: Plane Passenger, «Цайзер Орхестра», Gas Sniffers, «Смех Зелибобы». Третья сцена отведена «Теории звука», еще одному проекту Вани Ларионова, продвигающему «интеллигентное техно».
В субботу, 8 сентября, на фестивале выступит Mujuice, едва ли не главный российский электронный музыкант. В своих треках он затрагивает темы смерти, молодости и любви — и все под техно, эйсид и дримпоп. Если вы не включали Mujuice на тусовках в общежитии и не проливали кровь на танцполе, самое время сделать это на Street Vision.
Этот электронный аудиовизуальный проект — детище Насти Креслиной и Николая Костылева, ласково зовущих себя аудиотеррористами. Описать можно так: это то техно, под которое можно как отрываться на рейве, так и отчаянно грустить дома. IC3PEAK считается одной из лучших российских групп, играющих экспериментальную музыку на стыке витч-хауса и техно.
Яну Кедрину, выступающую под псевдонимом Kedr Livanskiy, называют надеждой российской электроники. Это нежный мелодичный электропоп с простыми и теплыми стихами. Треки Яны выходят на американском лейбле, а пристально следят за ее работой не только российские издания, но и западные Vice и Pitchfork.
«Буерак» — самый беззаботный и дурацкий пост-панк, при этом невозможно стильный. Творчество Александра Макеева и Артема Черепанова любят за незамысловатые, но запоминающиеся мелодии, ироничные и слегка абсурдные тексты. Из всех современных пост-панк коллективов этот, вероятно, единственный, который может похвастаться десятком подражателей и тысячами обожателей.
White Punk — битмейкер, один из главных саундпродюсеров лейбла Dead Dynasty и концертный диджей Pharaoh. Музыка к треку «Дико, например» — именно его работа.
Создательница известного контрмодельного агентства расскажет, как основала Lumpen, проведет кастинг и творческую встречу. Lumpen — первое в России модельное агентство, которое сделало ставку на нестандартную, «не глянцевую» внешность. И добилось оглушительного успеха — люмпены снимаются для Vetements, Balenciaga, Nike, Comme des Garçons и десятков других брендов.
В 2007 году Дмитрий Оскес основал выставку уличной культуры Faces&Laces, которая с тех пор ежегодно проходит в Москве. Среди участников российские и зарубежные стритвир марки, музыканты, спортсмены: скейтеры, бэмиксеры, роллеры и другие. В этом году темой Faces&Laces стали субкультурные сообщества, а хедлайнерами бренды JBL и «Юность», исполнители Princess Nokia, The Garden и Пасош. Оскес расскажет о том, как делаются культурные мероприятия подобного масштаба.
Единственный в России Музей уличного искусства разместился в помещениях завода слоистых пластиков на востоке Петербурга. Это огромная выставочная площадка стрит- и паблик-арта, расположенная частично на территории действующего производства, частично в неэксплуатируемых цехах. Здесь проходят лекции, мастер-классы и дискуссии, резидентами в разное время были Тимофей Радя, Кирилл Кто, Питер Бенгтсен, Эверт Верхаген. Продакшн-директор музея, Александр Мущенко, расскажет о внутренне кухне и проведет дискуссию на тему креативных пространств.
В 2017 году в Томск пришел «Том Сойер Фест» — проект, в рамках которого жители города реставрируют старинные деревянные дома. Все делается силами волонтеров — они сами красят и чинят здания, даже находят спонсоров. Андрей Иванов прочитает лекцию о том, как волонтерская деятельность помогает изменить среду обитания.