Каждый месяц мы рассказываем о выставках в музеях и галереях Сибири, советуем лучшие и объясняем, почему их стоит предпочесть вечеру в обнимку с ноутбуком. В перечне могут быть как классические экспозиции из запасников, так и выставки современного искусства, перформансы, любые андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Случается, что в дайджест попадают лекции и кинопоказы, арт-прения, арт-ярмарки и аукционы. Нам не так важны масштабы и формат мероприятия: будь то полу-публичный междусобойчик художников в гараже или торжественный показ внезапно найденного в запасниках оригинального полотна Рубенса — мы стараемся отбирать инициативы, меняющие культурную экосистему региона. Как минимум, искренние и нескучные.
Если вы художник, куратор, галерист, пиарщик, просто интересуетесь арт-повесткой и у вас / в вашем городе намечается выставка или любое другое арт-событие, присылайте анонс на makersofsiberia@gmail.com. Прикрепите афишу, примеры работ или любые другие релевантные медиа-файлы. Укажите все ссылки и обязательно тему письма — «Выставка». Публикацию не гарантируем, но без внимания не оставим.
Элий Белютин. Графика. 1990-е годы
Творчество Элия Белютина отражало «новую реальность» в искусстве, альтернативную привычному соцреализму, и было официально запрещено на территории СССР вплоть до 1990-х годов ХХ века. Художник пользовался системой изобразительных констант — модулей, изображающих эмоции. На выставке представлены более тридцати живописных и графических работ Белютина из фондов Краеведческого музея. Каждая работа — это мгновение духовного состояния, которое нужно почувствовать, уловить и стремительно перенести на рабочую поверхность. Прекрасная возможность прикоснуться к истории — работы Белютина разгромил на выставке в Манеже Никита Хрущев.
Фестиваль моды и современного искусства с обширной программой — фотовыставки в спортивно-развлекательном комплексе «Арена», тотальная инсталляция «Материализация памяти», поп-ап сторы молодых дизайнеров и публичные лекции. Авторские маршруты представят норильские агенты современного искусства под руководством Дарьи Маликовой, искусствоведа из Уральского филиала Центра современного искусства. Основная часть фестиваля пройдет в торговых рядах бывшего Дома торговли, который в ближайшем будущем возродится в качестве музея современного искусства. «Переход, трансформация, межмиры — все, как Людмила Стефановна Петрушевская прописала в своем рассказе "Черное пальто", который и стал основой всего в этой развивающейся идее», — отмечает директор Музея истории Норильска Наталья Федянина.
Художник-график и дизайнер-плакатист Таня Сафонова из Санкт-Петербурга на две недели стала жителем Норильска, чтобы исследовать геометрию города. В индустриальном Норильске Таня рассмотрела обилие цвета и архитектурное разнообразие, в фасадах — четкие фигуры и простые формы, в замкнутости дворов — сплетение орнаментов. Художница предложит норильчанам вместе взглянуть на город с разных ракурсов и рассмотреть общность его простых форм в серии геометричных плакатов. Как уверяют кураторы, пространство Норильска еще никогда не подлежало подобному исследованию и переосмыслению. Выставка работает с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00, перед посещением нужно позвонить по телефону 8 (3919) 46-52-78.
На титульный вопрос отвечают молодые барнаульские художники, причем в свободной форме. В экспозиции — около сотни работ, объединенных не столько стилями и направлениями, сколько географией и возрастом. Живопись и графика, коллаж и аэрография — художники были вольны выбирать как способ выражения, так и тему.
Пабло Пикассо: художник среди поэтов
Выставка графики и мультимедиа. В экспозиции представлено около 100 оригиналов: иллюстрации мастера из 11 редких изданий к книгам писателей XX века. Пикассо, не только друживший с писателями, но и сам писавший стихи и пьесы, показан как поэт кисти и красок. «Абсолютный хит» на выставке, по словам организаторов — литографии для сборника стихов Пьера Реверди «Песнь мертвых» 1948 года. 43 стихотворения переписаны от руки чуть укрупненным почерком — таким образом, Пикассо становится «соавтором» произведения.
Василий Слонов — известный красноярский авангардист-радикал, провокатор-ниспровергатель, работающий на ниве сибирского иронического концептуализма. По замыслу автора знакомые каждому литературные герои родом из детства — Карлсон, Ахилл, Герасим и другие — оказываются под лучами рентген-аппарата. Снимки становятся произведением нового искусства и предметом экспозиции, похожей на ординаторскую в больнице с медицинскими лайтбоксами, ярким светом и «просвеченными» образами литературных героев-пациентов. Выставка «Друзья детства» — первое представление Слонова и его творчества в Норильске.
Не выставка, но коллективная игра — так позиционируют собрание художественных работ создатели проекта. Тридцати сибирским художникам, скульпторам, графикам и мастерам прикладного искусства была предложена единая тема — Новосибирск, зима, лед. «Все грани острого, холодного и прозрачного кристалла. Лед в истории и географии, лед в отношениях, лед как материал и лед как температура. Лед как наша с вами среда обитания». Это история про наименования — стоит назвать выставку игрой, как она начинает приобретать иные оттенки смысла.
Выставка-перформанс Татьяны Берсневой «про феномен синестезии в его еще неисследованной форме» — про то, как «соотносится звучание твоего имени с повседневными вещами». Художница предлагает погрузиться в предметный мир, где каждое бытовое явление и звук имеют значение. Если описание не поможет, зрители могут сами стать участниками перформансов и проникнуть в их смысл.
Евгений Стрелков — художник, режиссер анимации, популяризатор науки, куратор выставок на темы истории медиа и волжского краеведения. Выставка посвящена гибридам: болезненным и пугающим, изумляющим и обнадеживающим. Иногда графические гибриды Стрелкова — знаки, отмечающие наступление эпохи нейрокомпьютерных симбиотов и генетических химер. А иногда — следы неразумного соединения разных сущностей, как в проекте, посвященном превращению реки Волги в цепь озер («Сирены: Каскад»). Но всегда в работах художника есть повод поразмышлять о вторжении нового в знакомое.
Выставка Корейского общества базового дизайна и искусств
Осмысление национального наследия и культуры страны утренней свежести в художественной форме. Экспозиция объединяет репродукции живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и работ, выполненных в смешанной технике, и несколько оригинальных произведений. Часть авторов, которые представлены на выставке, фокусируются на процессе и технике, другие — на смыслах, образах и современных графических интерпретациях традиционных изображений. Выставка приурочена к 20-летию образования Корейского общества базового дизайна и искусств (KSBDA).
Выставка художников, которые понравились Саше Закирову и Оксане Будулак этой зимой
Коллективная выставка молодых художников из сибирских городов. По словам кураторов, такое обычно называют «актуальный срез». Художники не знакомы друг с другом, у них нет классического художественного образования, у каждого — особая картина мира и техники. За каждым из семи проектов стоит исследование и важный для художника вопрос. Где границы личности, государства и искусства? Можно быть успешным человеком без лайков в Instagram*? Есть ли жизнь в постапокалиптическом Красноярске? Можно ли наладить общение в современном мире? Участвуют Иван Титенок, Ангелина Ткаченко, Лил Гошик, Александр Михайлов, Марина Истомина, Алина Долбилина и Андрей Павлов.