Актуальный металл, наивная электроника и укулельный хардкор

Энциклопедический металл из Красноярска и феминистский нойз-рок из Томска, наивная электроника из Новосибирска и уютный рукотворный эмбиент из Бердска — по сути, объединяет коллективы, попавшие в наше поле зрения, только география. Сибирские музыканты не торопятся выстроиться в слаженный хор, а тянут каждый в свою сторону — и такая эклектичность нам ужасно по нутру. Вместо единого сибирского голоса у нас есть десять одиночных — так намного интереснее.



Новосибирск


Эмбиент, электронная


Все участники новосибирского трио presidiomodelo так или иначе связаны с театром — материал их дебютного альбома The Inner Empire они собрали из музыки, сочиненной для спектаклей. Театральный опыт сказывается — свой получасовой музыкальный трип, оформленный в виде одного трека, музыканты выстраивают как опытные постановщики, с собственной внутренней (но не самой очевидной) драматургией. У них и правда выходит такое путешествие по внутренней империи — гулять по ней доводится под гулкий эмбиент, собранный из синтезаторых гудений и сэмплов живой природы, бессловесных хоров и ритуальных барабанов. Работу presidiomodelo заметили за пределом не очень-то широкого круга ценителей сибирской электроники — альбом The Inner Empire вышел на лейбле NKT, базирующемся в Великобритании.


Томск


Нойз-рок, электронная


Выпустив свой дебютный мини-альбом «Девичье горе», томское трио «Позоры» уже успело сообщить о своем самороспуске — потом, впрочем, передумало и сейчас обещает новые песни. Это, конечно, хорошие новости — «Девичье горе» за четыре номера успевает вмазать по мозгам так, как мало что еще из спетого на русском языке в этом году. «Позоры» сложились вокруг басистки группы «Вхоре» Лены Кузнецовой и втроем исполняют расторможенный нойз-рок — злой, отчаянный, безбашенный, совершенно необходимый нам всем здесь и сейчас. Не обошлось без барабанов, электроники и оголтелых девичьих воплей. Под занавес года Александр Горбачев в подборке новых песен на Meduza назвал «Позоры» «совершенно точно лучшим, что происходило с рок-музыкой на русском языке за последнее время». Согласны.



Бердск


Электронная, эмбиент, психо-фолк


«Foresteppe» переводится как «лесостепь» — под этой вывеской музыкант из Бердска Егор Клочихин выпускает рукотворный и трогательный фолк-эмбиент, в котором на общее ощущение уютной щемящей красоты работает даже техническое шипение пленки. За этот год у Foresteppe вышло сразу два альбома — в Maeta композиции выстроены вокруг сэмплов музыки, звучащей в заставках разных телесериалов, а Loskuty были составлены из коротких (от девяти секунд до трех с половиной минут) пьес-отрывков, которые Егор запускает с кассет на своих живых выступлениях. Несмотря на разницу подходов, обе пластинки безошибочно определяются как работы Foresteppe — уютно шипит пленка, тренькает застрявшая в лупе акустическая гитара, поет дудочка.


Красноярск


Пост-метал, дэт-метал, дум-метал


Ветераны красноярского металла в этом году отметили свое двадцатилетие, а заодно выпустили новую пластинку. Всего третью за столь внушительное количество лет, но зато на редкость достойную. Harmony in Grotesque не только уверенно жонглируют сразу россыпью разных тяжелых жанров, запросто сталкивая в своих эпических композициях лбами дэт и блэк, прогрессив и сладж, но и легко выбираются за пределы гетто-подвидов металла, впуская в свою музыку пост-рок, фри-джаз, а также академические и этнические мотивы. Этакий энциклопедический подход к тяжелой музыке уверенно инсталлирует красноярцев в актуальный мировой контекст: металл сегодня именно так и принято играть — отменяя все рамки и ограничения.



Томск


Электронная, спокенворд


Молодой человек из Томска по имени Саша Огородников дебютировал примерно год назад, но уже успел получить локальное признание. В своем паблике «Вконтакте» он емко и лаконично описал собственный творческий метод: «Я думал: ведь я не умею петь или читать рэп... Значит, буду говорить под музыку, как "Макулатура". Я включаю бит, когда приезжаю домой, читаю текст из заметок на моем сяоми и придумываю партию на укулеле». Иными словами, это спокенворд с электронным битом и укулеле, которая успела стать визитной карточкой Саши (есть даже номер под названием «Укулельный хардкор»). Впрочем, именно на первом полновесном альбоме музыканта, записанном в августе 2018-го, этого инструмента нет: «только электроника и речитатив». Но и без этой экзотический изюминки, альбом звучит свежо и интересно. Небанальная электроника, с заходами в абстракт и глитч, простые и искренние тексты, лирический герой которых — одновременно неуверенный в себе и уверенный в своем праве говорить со слушателем подросток. Слагаемые не бог весть какие неожиданные, но это работает.


Красноярск


Электронная, нойз-рок, спокенворд


Братья Любченко из красноярского дуэта «Прогноз погоды» запустили совместный проект только в прошлом году, но уже в этом решили, что выступать с ним вживую не будут — слишком много энергии отнимали концерты. Оно и понятно — Любченко делают лютую музыку: такой отчаянный и горький монолог видящего за окном лишь серость городского жителя, положенный на шумную гитару и грязновато-запинающийся электронный бит. «Пламя проступает сквозь ход вещей», — говорят нам братья Любченко своей музыкой, нервной, страшной, безысходной, и этим всем странно обнадеживающей. Пока от того, что все вокруг катится к черту, нам больно и тошно — мы живы. Так звучит новый панк городских двадцатилетних. Хорошо слышно, что музыка «Прогноза погоды», хоть и сделана частично на компьютере, вынута откуда-то у исполнителей из самого нутра — и эта ее почти физиологическая убедительность изрядно подкупает. В конце концов, в жизни каждого бывают моменты, когда кажется, что весь мир ополчился против тебя — и у «Прогноза погоды» есть для таких дней идеальный саундтрек.



Новосибирск


Электронная


Томич Алексей Первяков знаком сибирской публике в основном по проектам «Убийцы» (разделился надвое после разлада Леши с Викой Чеховой), «Цайзер Оркестра» (Первяков отвечал за биты этого абстракт хип-хоп бэнда) и «Ультралирика» (новый коллаб с Димой Гусевым, выстреливший в 2017-м). Однако начинал он как сольный электронный музыкант под псевдонимом Der Nerv в конце нулевых и затем продолжил сольное творчество в рамках других проектов (Герман Титов, «Природа 89», Priroda). 2018 год стал для Первякова прорывным — уже хотя бы благодаря участию в одном из самых авторитетных фестивалей экспериментальной электроники, «Элетромеханика», проводимого в Санкт-Петербурге Центром Сергея Курехина. Priroda стала вторым томским проектом в истории курехинских фестов — в свое время там выступил легендарный уже трип-хоп бэнд S.P.U.L. Другим важным событием года стал выпуск альбома «Plantae, Fungi, Animalia». Релиз вобрал в себя сразу три выпущенных ранее EP, став трилогией, посвященной единству мира растений, животных и грибов. В наивной электронике альбома хорошо считываются разнообразные музыкальные интересы автора: от трип-хопа и абстракта до IDM и дабстепа, от синтвейва и электро до глитча и эмбиента.


Томск


Импровизационная, экспериментальная, спокенворд


Сборная импровизаторов томской экспериментальной сцены, состоящая из участников разных групп и проектов (Sine Seawave, Ungern и bSICtransit), дебютировала на «Фестивале нового искусства» и поначалу казалась чистой воды музыкальным акционизмом, разовым перформансом, не рассчитанным на сколько-нибудь пролонгированную историю. Тем неожиданней стала новость, что коллектив выпустил альбом, записанный за пару дней студийных импровизационных сессий в августе 2018-го. К этому моменту в составе ансамбля появился вокалист Александр Молодик, так что альбом имеет вполне себе традиционную композиционную форму — это песни и спокенворд-монологи. Экспериментальный подход томичей заставляет вспомнить где-то о самых радикальных сольных релизах Леонида Федорова, где-то — о не менее экспериментальных спокенвордах из сольных альбомов Петра Мамонова. А прекрасный номер «Level 90» длиной в четверть часа звучит так, будто группа «НОМ» ушла в импровизационные дебри, сохранив при этом свой абсурдистский почерк зарисовок из жизни странных персонажей. Все эти скрипы и шорохи создают весьма затейливую звуковую картину, исполненную некой волшебной хонтологии. И тем удивительней, что картина эта — плод исполнения здесь и сейчас, а не продюсерского колдовства в студии.



Томск


Инди-рок


Выход этого альбома — неожиданность, которой устали ждать. Одни из флагманов томского инди-рока, группа Jane Doe начала работу над своим альбомом еще на рубеже нулевых и десятых. За время, что прошло с тех пор, коллектив успел уйти в воспоминания, а ее участников разбросало по свету — кого в Израиль, кого в Москву. Альбом получился настоящей антологией: 14 песен охватывают практически все периоды истории группы. Свое лицо имеет каждый трек — где-то рок-н-ролльные боевики в духе старых-добрых The Clash, где-то мягкий и баюкающий инди-поп с романтически трепетной и щемящей гитарой, где-то хардовые рифы, где-то романтическая отстраненность дрим-попа. При этом звучание наполнено свежестью; нет никакой вторичности или затхлости, пыльной архивности или периферийной местечковости. Эти посмертные «Конвульсии» с того света — отнюдь не «рассвет мертвецов». Вы не провалились в склеп к зомби, нет. Вы словно нашли в позабытом винном погребе хорошо выдержанное красное сухое. Осталось открыть и вслушаться.


Новосибирск


Электронная, биг-бит, трип-хоп


Ветераны сибирского андеграунда Nuclear Losь совсем нечасто балуют своими релизами — для коллектива с 27-летней историей студийных документов у них накопилось преступно мало. Тем ценней этот внезапный студийный лайв, записанный в московской студии Fat Mix и выпущенный в уходящем году. По словам участника группы Антона Трубицы, «эта лайв-сессия в студии была записана за один день — переиграли старые вещи и записали одну новую». Та самая новая вещь, ремикс на легендарную песню Егора Летова «Вечная весна», вышла исключительной — оказалось, что летовский вокал и мелодика прекрасно сочетаются с тревожной пост-дабстеповой электроникой. Остальные шесть треков мини-альбома демонстрируют классическое звучание Nuclear Losь — тут и их любимый порноджаз («Sweet»), и старорежимный биг-бит (в ремиксе на битловскую «Taxman»), и разные грани брейк-бита («Skingun» и «Dare»). Имеется также новая версия «Cosmopicnic», хита настолько безусловного, что в свое время его можно было услышать в прогнозе погоды одного из томских телеканалов.