Дневники, звезды и катарсис: 7 спектаклей фестиваля «Театральная весна»

Пластический театр, автофикшен на сцене и исследование страстей человеческих


С 16 по 26 марта на красноярских площадках покажут лучшие спектакли со всего края. В 2024-м в программу фестиваля «Театральная весна» входят 20 постановок — драматические, музыкальные и пластические. Рассказываем, какие из них нельзя пропустить, в специальном гиде Makers of Siberia. Комментарии режиссеров с подсказками, на какие детали, отсылки и оммажи стоит обратить особое внимание, прилагаются.


Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского

«Две оперы в одном спектакле» — так говорит о своей новой постановке режиссер Даниил Дмитриев. Театралы могут помнить его по таким проектам, как «Семь первых поцелуев», «Роковые женщины» и «Музыкальные оперитивы» в Красноярском театре оперы и балета.

В этом году Сергей Бобров покинул свой пост худрука Красноярской оперы, а недавно главным режиссером и худруком стала Ирина Лычагина, которая более двадцати лет служила режиссером оперной труппы Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Москве. Красноярцы замерли в ожидании изменений. Что будет дальше? Сменится ли при новом руководителе траектория в сторону вечной классики, заложенная Бобровым?

«Он, она и телефон» складывается из двух одноактных опер — «Человеческий голос» Франсиса Пуленка и «Телефон» Джана Карло Менотти. «В обеих операх мы показываем современный гаджет, который перевернул представление людей о жизни в XXI веке. Но если в первом спектакле смартфон — единственная связь с родным и близким человеком, то во втором это безделушка, которая отвлекает от личной жизни и любимого человека», — рассказывает Даниил Дмитриев.

Режиссер подчеркивает, что в обеих операх значительную роль играют экраны — на них и советует обратить внимание из зрительного зала. «"Человеческий голос" — спектакль драматический, эмоциональный и обязательно с лучом надежды, а "Телефон" — актуальный, веселый и яркий», — добавляет режиссер. Премьера «Он, она и телефон» состоялась в мае 2023-го. В этом году ближайшие показы запланированы лишь в рамках «Театральной весны».


Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского

Еще один проект от Красноярского театра оперы и балета — балет на музыку современных композиторов «Катарсис Данте». Его премьера состоялась в июне 2023-го.

Создатели описывают спектакль как «символическую историю формирования души человека и поэта». В плане хореографии постановка ориентируется на стиль модерн. Имена композиторов, музыка которых звучит в спектакле, держатся в секрете. Никита Дмитриевский, режиссер-хореограф «Катарсиса Данте», ссылается только на Георга Фридриха Генделя, а имена еще 16 творцов не раскрывает.

Согласно описанию, балет основан на истории Данте Алигьери. «Каждый персонаж — определенный символ той или иной страсти, но не стоит всматриваться только в то, что лежит на поверхности видимого. Многослойная мистерия "Катарсис Данте" требует простого анаграммного переложения. Опишите максимально просто и символично, что вы видите на сцене. Без лишних высокопарных выражений опишите это для своего ребенка, но подробно, как если бы он рисовал картину. В этих простых определениях вы найдете ответы на свои вопросы», — такой совет дает Никита Дмитриевский зрителям. В качестве эмоциональных и смысловых доминант в спектакле режиссер также выделяет неординарность, субъективную мораль и атмосферу, отсылающую к фильмам Тарковского.


Красноярский театр юного зрителя

«Все как у всех» — единственный автофикшен (то есть формат произведения, в котором переплетаются реальные факты биографии и художественная проза) в программе фестиваля. Режиссер Ксения Пещик работает с этим жанром на театральной сцене не впервые: до «Все как у всех» на сцене ТЮЗа она поставила «О грибах и скорби. Путь через лес» и «203 платья».

Сразу после премьеры спектакль «Все как у всех» получил положительные отзывы критиков. Постановка стала лауреатом фестиваля «Свой» в номинации «За автофикциональный и исследовательский подход в работе с семейной историей на территории репертуарного театра», а также была включена в список номинантов на «Золотую маску» в номинациях «Драма / спектакль малой формы» и «Драма / женская роль».

«Артистка Елена Половинкина никого не играет: она просто рассказывает о себе и своей семье. О предках, среди которых были латыши, немцы, русские, о ярких воспоминаниях детства и юности, причем не только своих», — так описывают спектакль на сайте театра.

По словам Ксении Пещик, главная задумка «Все как у всех» — стать импульсом к «распаковыванию человеком собственной жизни» и дать каждому возможность почувствовать ценность личной истории, но не остановиться на этом, а зафиксировать ее.

«Мы хотим пробудить в зрителях желание писать собственную историю — это наше основное послание. Причем делать это можно в любом виде: ручкой в тетрадке, записывать на диктофон, даже просто расспрашивать родных. Зачастую со временем все это становится теми недостающими частями пазла, которые могут помочь увидеть нас объемнее, лучше понять самих себя. К тому же существуют вопросы, которые ты мог бы и не задать в бытовых ситуациях, а здесь появляется повод. Мы рассказываем эти истории со сцены и тем самым легализуем ценность обычной жизни любого человека», — говорит режиссер спектакля Ксения Пещик.


Красноярский театр юного зрителя

«Петли» — одна из достаточно скромного количества пластических постановок в репертуаре Красноярского ТЮЗа. Она появилась под началом режиссера-хореографа Ильи Романова, который ставил танцевальную часть в таких спектаклях театра, как «О грибах и скорби. Путь через лес», «Мой папа» и грядущей премьере этого года «Кто похитил Дюймовочку?».

Описывая спектакль, режиссер отмечает: «Как хореографу мне интересно наблюдать за петлями в человеческих судьбах, решениях, в развитии общества. Мне кажется, что мы так малы по сравнению с этим миром. Каждый день мы примеряем его на себя, и часто он оказывается нам не по размеру. Мы совершаем детские поступки и считаем себя правыми, мечтаем и строим планы, веря, что они сбудутся именно так, как нам хочется. Порой так и происходит. Но иногда мир дарит нам совершенно иной опыт, как костюм с огромными рукавами, до которого мы пытаемся дорасти».

Со слов Ильи Романова, он вдохновляется танцевальными спектаклями Пины Бауш, и ее влияние ценители могут заметить и в «Петлях». На что стоит обратить внимание: создатели особенно выделяют костюмы артистов и музыку, звучащую в спектакле.


Норильский заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского

Постановка, которая прибудет из практически самой северной точки Красноярского края, обещает зрителям воспроизвести на сцене «бесконечную историю жизни маленького человека» и показать рождение мифа. В спектакле та самая Фрекен Бок, которую мы помним если не по книге «Малыш и Карлсон», то хотя бы по образу в советском мультфильме, из второстепенного героя превращается в главного и делится воспоминаниями о «маленьких людях», попавших под жернова страшной истории ХХ века.

«Истории, которые рассказывает героиня [спектакля], и истории, связанные с жизнью актрисы и жизнью ее бабушки в реальности, в сюжете пьесы имеют точки пересечения. И брошь, которая появляется только в начале и конце, — действительно ее бабушки; из знака она перерастает в символ. Единственная вещь, имеющая историю как в пьесе, так и в реальности. Все остальное — пазлы воспоминаний», — рассказывает режиссер постановки Тимур Файрузов.

Моноспектакль, созданный по пьесе драматурга Олега Михайлова, продемонстрирует, каким может быть «счастье вопреки» и возможно ли оно вообще. По словам режиссера, вдохновение для постановки он нашел в любви и восхищении поколением наших бабушек и дедушек. «[Вдохновляюсь] их силой, любовью к жизни и созиданию — несмотря на жернова истории, зачастую вопреки стихии. Как щепки, брошенные в океан, которые всю жизнь стремятся прибиться к берегу и стать домом», — делится Тимур Файрузов.


Ачинский драматический театр

Премьера комедии «Звездный час по местному времени», которую поставили в Ачинском драматическом театре, прошла в марте 2023-го, а в этом году она вошла в шорт-лист «Театральной весны». Возможно, один из секретов успеха — столичная команда в лице режиссера-постановщика Дмитрия Лимбоса и художника-постановщика Валиды Кажлаевой.

Вместе с ачинскими артистами они воплотили историю о «ничем не примечательном пареньке Коле», который заявляет о предполагаемом отъезде на Дальний Восток и становится центром внимания жителей своего двора в маленьком провинциальном городке. Ему хотят подготовить достойные проводы «за горизонт сбывать мечты» — вот только герою поездка уже совсем не нужна. «Люди вязнут в земле, тонут, буксуют, но не унывают и сохраняют оптимизм — это нам было важно воплотить при создании спектакля», — отмечает режиссер.


Канский драматический театр

«Гротеск. Драма. Удивление» — такие смысловые «крючки» оставляет в своем спектакле «Волки и овцы» режиссер Анастасия Неупокоева. В театре решили препарировать феномен обмана: продемонстрировать зрителю, как он возникает и какие условия подталкивают к его воплощению.

Идея поставить спектакль у режиссера Анастасии Неупокоевой появилась после просмотра пьесы Островского в постановке Петра Фоменко. «Я обожаю спектакль Петра Фоменко "Волки и овцы". Был азарт сделать по-своему, испытать себя, что ли: смогу ли, после того как много раз смотрела тот спектакль, сделать свой. А еще было желание, чтобы текст этой чудесной пьесы снова зазвучал со сцены», — делится Анастасия.

В канском спектакле режиссер вводит своего персонажа, который отсутствует в одноименной пьесе Александра Островского. «Рабочее имя этого персонажа — Русская тоска. Этот такая Домовая, Душа, которая затевает мелкие хулиганства, переживает вместе с героями, играет на аккордеоне, поет жалостливые песни. Она в пространстве спектакля одна оказывается таким бесшабашным персонажем, который просто живет и наслаждается этой игрой, в то время как у всех остальных есть свой корыстный интерес в этой истории», — объясняет режиссер.

Еще Анастасия Неупокоева советует зрителям обратить внимание на костюмы артистов: они как будто не относятся ни к какому времени. Это сделано специально, чтобы отразить мысль о неизменности человеческой натуры. «И еще обратите внимание на портрет Драматурга, который все время присутствует на сцене. Он как будто не только наблюдает за тем, что происходит на сцене, но и на зрителей поглядывает, словно говоря: "Над кем смеетесь?"», — подсказывает Анастасия Неупокоева.