Старые друзья под одной обложкой: Заметки об алтайском авангарде с иллюстрациями

Как вовремя заметить, что тебя окружают художники из еще не написанного учебника по истории искусств


Вадим Климов — человек известный в кругах барнаульской культурной интеллигенции. Последние 40 лет он дружил с художниками, помогал им делать выставки, рассказывал о театрах и музеях на местном телевидении, открывал частные галереи. Открытая им «Республика ИЗО», одна из крупнейших частных галерей Сибири, работает по сей день.
В прошлом году Климов обнаружил белое пятно на карте алтайской истории искусств и решил нанести на нее фамилии людей, чьи работы хранятся в галерее «Республика ИЗО», и со многими из которых он знаком лично. В апреле 2024 года арт-критик презентовал книгу «Алтайский авангард ХХ в.». На завершенный исследовательский труд книга не претендует — автор называет свою работу «заметками с иллюстрациями». Юлия Шеламова встретилась с Вадимом Климовым, чтобы узнать, почему было так важно собрать старых друзей под одной обложкой.


Ожидание переправы на Телецком озере. Н. И. Чевалков.
«АЛТАЙСКИЙ АВАНГАРД» ЗВУЧИТ КРАСИВО
Вадим Александрович, вы с художниками дружили, художников выставляли, про художников писали. Почему решили собрать всех вместе в одной книге?
Тему в одном разговоре предложил директор музея литературы, культуры и искусства Алтая: «А было бы интересно написать про авангардистов». Возможно, это было после того, как я подарил им книгу про Воробьева и его картины. Я быстро попросил товарищей, которые что-то знают про современное изобразительное искусство в Барнауле, помочь мне подкорректировать список, и мы собрали фамилии.
А в прошлом году я подумал: «Почему бы не сделать из этого лекцию? Я всех знаю, надо только собрать материал и картинки». Я сделал лекцию, а после подумал, что нужно собрать книжку. Я предлагал кому-то из умных искусствоведов подключиться и сделать правильный текст, договаривался с музеями об иллюстрациях. И, может быть, это еще перерастет в серьезную книгу на основе моих заметок. Если мы возьмем иллюстрации в Художественном музее Алтайского края или в Музее литературы, культуры и искусства Алтая, подключим каких-то крупных специалистов, чтобы они отредактировали тексты и расширили их, может получиться серьезная книга.
Сколько в итоге вы собрали художников и чем руководствовались, когда их отбирали?
Во-первых, авангардистов в Барнауле не так уж и много — мы коллективно вспомнили около тридцати фамилий. На мой взгляд — а я уж буду себя относить к профессионалам, к тому же я консультировался с другими профессионалами — все эти художники достойны такого звания. А других у нас нет. Были какие-то сюрреалисты — они сделали по одной выставке и канули в Лету, что о них вспоминать. А это атрибутированные до музейного уровня художники — их работы есть в музеях, мы понимаем, что это серьезные, солидные авторы.
Книга называется не «Барнаульский авангард», а «Алтайский авангард» — здесь и Поспелиха, и Заринск, и художники из Горно-Алтайска. Вы пишете про два региона?
Я никогда не делю Алтай на Горный Алтай и Алтайский край. У меня к этому своеобразное отношение. Я пишу про Чевалкова, а он учился в Барнауле. Или Дыков — он сейчас живет в Барнауле, учился в Новоалтайске, а вся его творческая карьера развивалась в Горном Алтае. И как это разделить? Если бы я назвал книгу «Авангард Алтайского края» — ну куда это годится? А «Алтайский авангард» звучит красиво!
Портрет. 1921 г. М. А. Курзин.
Ташкент. В гости. 1932 г. М. А. Курзин.
МНЕ ХОТЕЛОСЬ «ЗАБИТЬ» ТЕМУ
Расскажите про самых первых представителей алтайского авангарда.
В Барнауле был удивительный период, примерно с 1915 по 1925 год, когда здесь жила группа, которую можно назвать «Группой Курзина». У Курзина была молодая супруга, Елена Коровай, и еще было несколько художников, примкнувших к этой группе. Это были художники-авангардисты, закончившие ВХУТЕМАС — тогда, наверное, это была главная школа авангарда в стране. Они жили какое-то время в Барнауле, преподавали в художественной школе, которую как раз закончил Чевалков. И здесь, в Барнауле, был интересный художественный музей, в нем была большая коллекция авангарда: Кандинский, Малевич и все остальные. Если бы она сейчас находилась в Барнауле, это была бы коллекция мирового уровня.
Я несколько раз писал о том, куда она могла пропасть. В 1935 году музей со всем этим авангардом закрыли, пришло время соцреализма. В книге «Алтайский авангард ХХ в.» я пишу о двух художниках: это Елена Коровай, которая не так много прожила в Барнауле, и Михаил Курзин, он в Барнауле родился, но тоже жил там не долго. Они уехали в Москву, потом перебрались в Ташкент и в Самарканд. Потом они развелись, и Курзин был два раза посажен в тюрьму. Таким странным путем Барнаул связан с авангардом начала ХХ века. К ним в гости, насколько я понимаю, приезжал идеолог российского авангардизма Давид Бурлюк. Он бывал в Барнауле, а это один из главных персонажей в Русском авангарде ХХ века. Такой удивительный и необычный кусочек истории. Работы Михаила Курзина и Елены Коровай есть в Художественном музее Алтайского края.
Баскетбол. 1920-1924 гг. М. А. Курзин.
Кумганщик. 1920-е гг. М. А. Курзин.
Можно ли уже купить книгу, и в каком виде?
Книгу можно купить, она продается во всех интернет-магазинах в электронном виде. Издана на бумаге она, может быть, и не будет, но ее можно заказать на сайте Ridero, тогда она придет в печатном виде. Не стояла задача сделать большую, серьезную книгу, важно было обозначить тему. Есть понятие «сибирский андеграунд», можно говорить о «барнаульском андеграунде», этим занимается Михаил Чурилов. А вот «алтайский авангард» как тему еще никто не рассматривал.
Есть книги отдельно про Ларису Пастушкову, про других художников. Есть каталоги работ Валерия Октября, для которых я сам писал статьи, но объединить их в одну тему еще никто не пробовал. Поэтому я сделал эскиз книги, в надежде на то, что когда-нибудь более образованный и грамотный искусствовед подготовит нормальные тексты с правильным иллюстративным материалом. Мне хотелось «забить» тему — теперь, если вы наберете в поисковике «алтайский авангард», вам сразу будет дан ответ. Надеюсь, кто-нибудь из государственного музея обратит на это внимание, скажет: «А не написать ли мне правильную книгу?» Тогда я буду считать, что свою работу сделал.


Николай Чевалков
(1892–1937 гг.)
Чевалков начал учиться в 1922 году, поступил в Алтайскую губернскую художественную школу в Барнауле, когда ему исполнилось 30 лет. В 1924 году Чевалков побывал в Москве, но учиться не остался. К этому времени уже многие говорили о влиянии на него Гогена и Рериха. За 15 лет творческой деятельности он много успел сделать. В национальной изобразительной культуре коренных народов Алтая всегда было много ярких, открытых цветов — наверное, поэтому творчество Гогена стало близким Чевалкову. Думаю, что Николай Чевалков — первый авангардист алтаец.
Из автобиографии: «Стремление к искусству проснулось во мне рано. Родители мои, малограмотный отец и неграмотная мать, считая художников бездельниками, решили отдать меня в миссионерское катехизаторское училище, которое находилось в г. Бийске. Проучившись год, после летних каникул я наотрез отказался поехать туда снова и охотно променял молитвы, литургию и священное писание на соху, за которой я ходил больше десяти лет, не переставая мечтать о любимом деле».
В 1914 году он обратился к епископу Макарию с прошением о направлении Николая Чевалкова в Московскую школу живописи. Полагая, что в училище алтаец забудет бога, епископ сначала разгневался: «Брось богохульные мысли! Научи вас, вы и бога забудете, — но потом неожиданно дал согласие. „На что тебе эти бессмысленные картинки?“ — сказал Макарий. — Ты поедешь со мной в одной карете, посмотришь Москву, обойдешь лучшие храмы, и тогда я тебя устрою в иконописную мастерскую при Сергиево-Троицкой лавре...». Но в день, когда Макарий проезжал Улалу, Чевалков ушел в горы, боясь, что его увезут насильно.
Из выступлений делегатов 1-й съезда сибирских художников, 1927 год:
В. Петраков: «Художникам надо работать в более близкой среде. Нужно вытягивать художников нацменьшинств, выявлять их силы. Чевалкова мы должны беречь, не выдергивать его сюда, а создать ему там возможность работать свободней и больше...».
А. Иванов: «Чевалков интересен тем, что не только застрял на сибирской тематике, а знаком с западным искусством. Высокая техника, плюс любовь к Сибири. Он по происхождению алтаец, т. е. по природе созерцатель. Это отразилось в его работах...»
Н. Чевалков: «Художнику в Ойротии очень одиноко. Нас двое — Гуркин и я. Гуркин сейчас почти не работает, я... с трудом. Мы живем далеко друг от друга».


Алексей Чеканов
(1968–2023 гг.)
Если вы не знаете, то в СССР рисовать можно было только так, как говорит партия и правительство. Они требовали неукоснительно придерживаться генерального направления в социалистическом реализме. К 1985, переломному году, в стране были художники, которые никак не укладывались в это направление. Первое откровенное поколение «авангардистов», как называли их в Союзе художников, вышло на свет в 1985 г. Если кто-нибудь из молодых искусствоведов будет изучать тот период, то, скорее всего, начнет с Юрия Эсауленко и Алексея Чеканова. Они были особым двуядерным элементом. Почти все выставки актуального искусства в Барнауле с 1985 до 2000 года связаны с этими художниками.
Следовало бы написать, какой Чеканов умный художник, тонко понимающий свет, и как он точно работает с цветом. Надо сказать, что он интересный график с большим грустным юмором. «При этом Чеканов был человеком в потоке, очень ироничным и вдумчивым. Вот, к примеру, как он анонсировал выставку „Луна в реке рукой“: „Стихотворение Ли Бо (китайского поэта VIII века) „Луна в реке рукой“ отражает последний этап творчества меня — раздолбая и романтика, беспощадного к здоровью, требовательного к окружающим и собственному творчеству, циника, простофили и немного гения; определенно наивного как Ли Бо, совершавшего мистическое путешествие с приятелем-монахом по реке Янцзы, и пытавшегося зачерпнуть отражение луны.... Я демиург, я всемогущ: и луна в реке очевидна, реки — вспять, слоны идут на север, на Марсе яблони цветут, наши футболисты выиграли чемпионат мира, а я разбогател... Вздыхаю, иду пить зеленый чай“». (Газета «Комсомольская правда»).


Людмила (Люся) Базина
(1970–1999 гг.)
Очень точно о живописи Базиной высказалась искусствовед Любовь Норгелене, близко знавшая Людмилу: «Люсина живопись — это форма и цвет. Цвет отражает ее настроение, форма — фантазию. К беспредметной живописи Люся обращается в начале 1990-х годов. Ее абстрактные произведения построены на сочетании ярких, чистых цветов. В картинах проявляется миметическое начало. Художница изображает рыб, цветы и русалок. В своем видении абстрактного образа она опирается на экспрессию пятна чистого цвета на белом фоне и в этом, конечно, чувствуется близость творческой позиции Базиной к творчеству художников экспрессионистов начала ХХ века. Очевидно, что она прекрасно знала и разделяла взгляды Матисса и Кандинского. В ряде работ видна достаточно глубокая проработка кубистического принципа формообразования. Но цельность художественного образа в геометрических абстракциях Базиной, скорее, свидетельствует о конструктивном подходе к работе с кубистическим принципом формообразования. Таким образом, можно сделать вывод, что Люся Базина в своем обращении к абстракции опирается на формальный метод и стремится создать в своих произведениях достаточно узнаваемый объект».


Денис Воробьев
(1972–2005 гг.)
«Один из самых талантливых представителей барнаульского андеграунда девяностых и начала нулевых. Олицетворение творческой молодежи девяностых. Молодой, красивый, талантливый. Поэт, солист модной группы „Восвояси“, художник по жизни и просто золотой мальчик» — так писали о Денисе на пике его популярности.
Особенно стоит сказать о графике Воробьева. Это огромный пласт его творчества — в ней заметно влияние немецких и австрийских экспрессионистов, южно-китайских абстракционистов и тонализма североамериканских индейцев. Художник любил аппликацию как сложную изобразительную технику, плодотворную для более полного воплощения замысла, например традиционного для дадаизма. Дадаизм был близок художнику, как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Помимо этого, у художника был свой интерес к русскому авангарду, пронизанному духом свободы, наиболее полно это видно именно в живописи. Воробьев искренне шутил с миром, это было его защитой от страшной реальности конца ХХ века в России. Он вступал в полемику с настоящим — уродливым временем поздних 90-х.