«Два мира Байкала»: Художественное исследование бурятской мифологии

На пересечении мифа и повседневности


Василиса Сорокина родилась и долгое время жила в Бурятии. Уже во время обучения Школе дизайна НИУ ВШЭ художница вдохновилась бурятской мифологией и создала серию из трех масштабных и детализированных иллюстраций, чтобы познакомить широкую аудиторию с близкой для нее культурой.
В переводе с немецкого «Wimmelbuch» значит «иллюстрированная книга-головоломка». Виммельбух — это книжный формат, созданный немецким художником Али Митгушем. В книгах нет текста, но есть яркие и детализированные иллюстрации; персонажи, предметы, сюжетные линии — все работает как единая смысловая композиция..
«Я очень люблю произведения про восточную культуру — и комиксы, и фильмы, и мультфильмы. И в один момент я подумала: а что если сделать что нибудь классное, на уровне японских книжек картинок про ёкаев, только про Бурятию? — рассказывает Василиса. — Мне захотелось создать что-то, где я смогу охватить и мифологию, и традиции, и смешать это со своим опытом».
Так появилась серия «Два мира Байкала» — первые для художницы работы в формате виммельбухов, одновременно образовательные иллюстрации и творческие размышления о смешении истории и современности, мифологии и повседневности. «Традиции, мифология и повседневный мир в один момент смешиваются, являясь неотделимыми понятиями, потому что они неизбежно влияют друг на друга. Духи, небожители и герои легенд превалируют на первой иллюстрации и смешиваются с современной жизнью на последней», — комментирует Василиса.
Визуальных образов бурятской мифологии не так много в популярной культуре, поэтому создание такого проекта требует серьезной подготовки, работы с историческими и культурологическими материалами. Василиса рассказывает: «Мне была важна достоверность того, что я показываю. Но в один момент, работая с разными научными статьями и книгами про бурятскую мифологию и фольклор, я поняла, что это будет достаточно трудно. Очень много образов, которые никак не проиллюстрированы; очень много моментов, когда одна и та же история была рассказана и интерпретирована по разному. И я сделала это для себя своего рода челленджем — изучить то, что есть, пропустить через свое видение, а потом превратить в классную и яркую историю».
Первая иллюстрация посвящена модели мира бурятской мифологии. На ней изображены три мира: верхний, где живут Тэнгри, средний, где обитают духи и кочевые племена, и нижний, который художница решила поместить в глубину Байкала. Все три мира визуально разделены.
Второе изображение иллюстрирует народные детские игры. «Вы можете заметить, что розовый цвет во всех иллюстрациях отвечает за мир реальности, а голубой — за мир духов. Здесь же эти цвета все еще немного смешаны; это отображение того, что вера в духов все еще сильна и закреплена в повседневной жизни», — рассказывает Василиса.
Третья иллюстрация показывает современный мир в Бурятии, где атрибуты современности в виде домов, магазинов и машин сосуществуют в одном пространстве с духами. Здесь разделение цветов, разграничивающее эти две реальности, уже вполне очевидно — оно также подчеркивается и обратной перспективой, соседствующая с обычной.