«Тропа волн»: Арт-проект о последствиях развития гидроэнергетики

Дихотомия технического прогресса в фотопроекте Юлии Алтуховой


«Тропа волн» — арт-проект финалистки MoS Photo Prize Юлии Алтуховой. Он переосмысляет последствия строительства Новосибирской гидроэлектростанции, в 1950-е годы изменившей не только экономическую инфраструктуру, но и буквально преобразовавшей ландшафт региона.

В процессе создания водохранилища для ГЭС было затоплено 94,8 тысяч гектар, в том числе 59 населенных пунктов с населением около 43 тысяч человек. 31 населенный пункт попал под затопление полностью, 25 были частично затоплены или подтоплены, 3 оказались на островах. Наиболее крупным населенным пунктом, попавшим в зону затопления, стал город Бердск, который был полностью вынесен на новое место в 18 км от старого местоположения.

Сама Алтухова несколько лет жила рядом с Обским водохранилищем. «Однажды я просматривала фотографии строительства плотины. Меня поразила колоссальность усилий, приложенных людьми. Казалось, строительство ГЭС выражало дух эпохи — стремление вылепить нового человека, новое общество, новую среду. Через трансформацию среды изменить и характеры, привычки людей. ГЭС представлялись идеальным способом достижения общего блага», — рассказывает Юлия. Но судьбы людей, их субъективное восприятие изменений и потеря дома оставались за кадром.

Проект предполагает альтернативный официальному, воспевающему технический прогресс, взгляд: «Когда рассматривается история гидроэнергетики, информация о пользе электростанций первостепенна. Большие государственные проекты рассматривают людей как ресурс, одно коллективное тело. Я же в "Тропе волн" хочу обратиться к человеку», — комментирует Юлия.

Рефлексируя о последствиях строительства ГЭС, Алтухова продолжает работать с памятью и забвением, как это делала ранее в фотопроекте о заброшенных деревнях. Основой «Тропы волн» стали воспоминания, личные альбомы переселенцев, работы бердского фотографа Георгия Путинцева, а также архивы областных библиотек. Фотографии знакомой повседневности — от семейных праздников до бытовых портретов — Алтухова разместила на щепках с берегов водохранилища. «Щепки — материальный след затопления, свидетельство разрушения и исчезновения экосистемы. Фотография же как медиум призвана свидетельствовать и противостоять забвению. Щепки в прошлом были частью цельного объекта, фотографии — свидетельства кусочков жизни, тоже чего-то цельного, чего уж сейчас нет».