«Удушье»: Документально-спекулятивная хроника лесных пожаров в Сибири

Экология, феминистическая оптика и одно шаманское заклинание


Марина Истомина родилась в 1993 году городе Усть-Кут в Иркутской области. Получила степень бакалавра культурологии в НИУ ВШЭ и училась в школе «Докдокдок». В своей художественной практике обращается к темам памяти, травмы, трансформируя и осмысляя собственный опыт через фотографию. Марина начала работать над проектом «Удушье» летом 2019 года, когда в Иркутской области бушевали ежегодные лесные пожары. В том году в России было более 14 тысяч очагов. Пятая часть пожаров пришлась на Сибирь и Иркутскую область. В новостях и социальных сетях чаще всего можно увидеть зеленые массивы, охваченные огнем, и почти никогда — конкретные лица, имеющие отношение к поджогам, нелегальной вырубке и захвату, казалось бы, неподвластной человеку территории.


«Мы просыпались и ничего не видели, в нос бил резкий запах гари. Вертолеты жужжали, как трясогузки. Я собирала мертвых насекомых. Казалось, что город, как они — тяжело дышащий, но еще живой», — комментирует Марина. Осмысляя бесконечное повторение этой экологический катастрофы, ее масштаб и неоднозначные причины, художница начала создавать хронику природного и социального бедствия. Стремясь передать собственное физическое и психологическое ощущение удушья, Истомина начала добавлять к ней дополнительные сюжеты, снимки, иллюстрации, превращая документальное повествование в нарратив, основанный на реальных событиях, обращающийся одновременно к экологии, вопросам патриахата, феминизма и процесса переживания травмы.

Эпиграф и своеобразный лейтмотив проекта — тунгусское шаманское заклинание XVIII века: «Детной будь, смеющейся будь, охотника для бога расти, мужа своего береги (буквально — держи на руках), дитя хорошо расти, пусть у него будет огня с избытком». В основе созданного Мариной нарратива лежат образы трех женщин — ученой, шаманки и случайной свидетельницы пожаров — они разыгрывают одну общую ситуацию, в которой встречаются возможные виновные в катастрофе, связанные с бюрократией, политикой и мифологией.

Соединяя несколько времен и исторических контекстов, три героини по-разному исследуют вопрос умышленного поджога, возвращая внимание не только к проблеме пожаров и их последствий, но и к скрытым кем-то причинам их появления. «Медийная фотография, будучи ответственной за репрезентацию глобальной проблемы в мире, оказывается свидетельством сокрытия событий, где главные действующие лица — мужчины: депутаты, министры, охотники, лесничие, пожарные, главы криминальных групп. Переворачивая привычные роли и наделяя женщину силой, которая обычно остается невидимой, я сталкиваю рациональное и эмоциональное, религиозное и научное, реальное и воображаемое», — комментирует Марина.