«Сибириада»: Кузбасская глубинка в пикториальной фотографии

Авторская документация деревенской культуры


Большую часть своей жизни Светлана Лиханова провела в городе Тайга в Кемеровской области, крупном узле Транссиба. В 39 лет она всерьез увлеклась фотографией и сделала фотожурналистику своей профессией. Сейчас Светлана живет в Кемерове и старается запечатлеть хрупкий мир сибирской глубинки.

Светлана Лиханова работала фрезеровщицей на железной дороге, а в 2014 году попала под сокращение. После этого она решила сделать перерыв в работе на несколько месяцев и увлеклась фотографией благодаря подарку от мужа и дочери — небольшому цифровому фотоаппарату Samsung NX 1000. Светлана делится: «Именно с него все началось. Я мыла фрукты в раковине и подумала, что было бы здорово сфотографировать разлетающиеся от них брызги. Начала разбираться с функционалом. Ночами изучала основы фотографии в интернете, а днем бегала на улицу снимать все подряд. Все вокруг крутили пальцем у виска, семья тоже считала меня странной. Я публиковала свои фотографии на странице в "Одноклассниках". Люди начали откликаться, говорили, что в моих работах "что-то есть" и что нужно обязательно продолжать».

Весной 2014-го Светлана устроилась верстальщицей в местную газету «Тайгинский рабочий», но продолжала активно снимать. Однажды редактор предложила опубликовать ее работы — и они нашли отклик у аудитории. Так Светлана получила должность штатного журналиста, стала фотографировать и писать для газеты. Через полгода после начала увлечения фотографией Светлана решила попробовать вступить в Союз фотохудожников России. И после двух попыток уже в августе 2015 года ей это удалось.

Одной из тех, кому нравилось творчество Светланы, была Лидия Павловна Тимук, преподаватель истории и депутат тайгинского городского совета. Она настояла на том, чтобы Светлана пошла получать высшее образование на кафедре фото-видеотворчества в Кемеровском институте культуры. «Поехала, поступила на бюджет, на заочное отделение. Была самая великовозрастная фоторафиня на своем курсе. В этом же году наш мэр города предложил поучаствовать в его предвыборной кампании. Когда вступил в должность, забрал к себе пресс-секретарем. Переехала в Кемерово в 2019 году — диплом получала уже кемеровчанкой», — рассказывает Светлана.

Свое творчество Светлана описывает так: «Мой стиль — это социальная фотография. Даже если это пикториализм, я все равно хочу не просто показать красивые картинки. Мне важно чтобы в фотографии был смысл, я хочу донести до зрителя чувства и переживания самих героев, напомнить о том, что не стоит забывать о тех, кто нуждается в помощи». Так, среди фотопроектов Светланы — реалистичные серии, посвященные сельскому быту, исчезновению деревень, социальным проблемам и общественной жизни в разнообразных населенных пунктах Сибири. Свои работы она публикует в сообществе «ТопЛЮ за глубинку», стараясь привлечь внимание не только к эстетической составляющей своего творчества, но и к социальной миссии искусства. Помимо фотопроектов у Светланы есть и несколько фильмов на YouTube, снятых спонтанно, на телефон: «Нарым: путевка в прошлое», «Бабушка Абау», «Могочино: Свято-Никольский женский и Спасо-Преображенский мужской монастыри».

Цикл «Сибириада» находится в том же тематическом поле социальной фотографии и является результатом многолетнего творческого исследования сибирских деревень. Серия объединяет снимки в жанре пикториальной фотографии, который предполагает использование технических приемов, сближающих фотографию с живописью и графикой. Например, для создания таких фотографий используют специальный объектив, монокль, или снимают через разнообразные цветовые фильтры и стекла. Светлана как раз использовала стекла. «В работе со стеклом мне нравится именно то, что нужно подбирать интересные размытия в процессе съемки. За секунды закрутить это стеклышко так, чтобы было красиво,» — рассказывает Светлана.

«Сибириада» состоит из более чем сотни фотографий, поделенных на три смысловые серии: «Черно-белая деревенька», «Цветные акварели» и «Дети Христовы». Все размытия естественные, выполнены с использованием искажающих стекол или при помощи съемки на длинных выдержках. За несколько лет работы над проектом Светлана побывала во многих деревнях Сибири и не раз сходила в пятидневный крестный ход «Анжеро-Судженск — Томск».

С помощью художественных трансформаций и искажений у фотохудожницы получается создать фантасмагоричный, волшебный мир сибирской глубинки. А заброшенные улицы, трудности быта и проблемы благоустройства уходят на второй план, но не остаются незамеченными. Результат — это одновременно и художественное высказывание, и приглашение зрителя к диалогу и формулированию интерпретации, и историческая документация.

Несмотря на то, что в серии преобладают пейзажи, жители сел и деревень играют важную роль. Они не позируют, органично существуют в кадре, разрешая фотографу фиксировать свою реальность. Договориться о съемках бывает нелегко, но это решается с помощью диалога и искреннего интереса. «Обычно проблем не возникает, хоть и встречаются почти в каждой поездке такие, которые ругаются, снимать запрещают. Бывало, и собак на меня хотели спустить, один мужик с ружьем выходил. Но после того как я начинаю с людьми общаться, большинство не реагируют на то, что я в процессе общения фотографирую, в гости зовут. За десять лет таких случаев десятки. Со многими дружим, переписываемся в мессенджерах, в гости ездим. И на видео многие сниматься соглашаются, — рассказывает Светлана. — Я всегда говорю, что не получится ни хорошей фотографии, ни общения, если объект сьемки — будь то человек или даже пейзаж — тебе не интересен. Если ты искренне не сопереживаешь рассказанной истории, не интересуешься проблемами или не радуешься удачам».