«Сценасцена»: Театральное закулисье в проекте Дмитрия Штифонова

Фотозин за стеклом, фотографии фотографий и артисты в непривычных декорациях


Шесть молодых художников пришли в театр, изучили его закоулки, поработали с документами и архивами, пространством и наследием, и создали выставку «Следы», которая будет работать в Красноярском музыкальном театре весь юбилейный сезон. «Следы» — совместный проект Школы современного искусства Музейного центра «Площадь Мира» и Красноярского музыкального театра, выставка, созданная в пространстве театра в рамках лаборатории. Зин красноярского фотохудожника Дмитрия Штифонова «Сценасцена» — одна из составляющих этого масштабного проекта.


«Школа современного искусства — это проект, который музейный центр задумал уже достаточно давно», — рассказывает Александра Воробьева, продюсер Школы и выставки «Следы». Работа по запуску Школы началась прошлой осенью, и примерно тогда же Красноярский музыкальный театр обратился к музею с предложением о совместном проекте. «Мы подумали, что это была бы очень интересная история именно как учебный проект, как творческая лаборатория, — объясняет Александра. — Я сама когда-то работала в театре, много работала именно с архивным наследием, и подумала, что можно попробовать соединить практику исследования архивов со взглядом и оптикой современных художников, погрузить их в театральный контекст, чтобы они там что-то нащупали».

Художники провели в театре около двух месяцев — изучали закулисье, смотрели спектакли, знакомились с артистами, ходили по цехам. Дмитрия особенно заинтересовал декорационный цех. «Одно из помещений в театре называют "дубль-сценой", оно повторяет по габаритам сцену реальную, — рассказывает фотограф в описании своего проекта. — Говорят, что оно задумывалось для репетиций, но сейчас в нем изготавливают декорации. Для меня этот термин стал метафорой параллельных процессов, которые протекают в театре».

Для съемок Дмитрий попросил людей, обычно работающих на сцене, — актеров, артистов балета и оркестра, познакомиться с декорационными и бутафорскими цехами, поискать интересные для них локации, найти способы вступить с ними во взаимодействие. «В некоторых случаях оказывалось, что кто-то впервые пришел в тот же декорационный цех, — рассказывает Александра. — Для самих артистов это было новое пространство, и вот они под руководством Димы вместе с ним его осваивали».

Помимо фотозина, размещенного в рамках выставки в шкафу для бук-кроссинга, в проект Штифонова также входят открытки и плакаты, созданные во время лаборатории. Плакаты, размещенные в буфете театра, посвящены исследованию пространства театра и объектов, встречающихся там. «В самих закулисных пространствах, в элементах быта, наполняющих их, мне было важно разглядеть художественность, своего рода декорацию», — объясняет художник. Открытки же стали результатом работы с архивом— вместе с завлитом театра Анастасией Марусиной Дмитрий разбирал старые снимки и фотографировал для открыток те из них, которые казались ему наиболее интересными. На них оказались артисты, костюмы, сценки из закулисной жизни, зал театра до реконструкции.

В работе с этими архивными материалами всплывали разные интересные истории. «Оказывается, в фойе театра примерно до начала 2010-х работал фонтан, — делится открытием Александра. — Я не была в то время в театре, и для меня это что-то немыслимое. Но мы рассказывали об этой находке сотрудникам театра, и они говорили: "Ну, да, был фонтан, что такого? Потом трубы начали ржаветь, и мы его отключили"». Открытки тоже можно найти в шкафу для бук-кроссинга — их можно брать, тираж будет пополняться. «Будет возможность взять кусочек театрального архива домой на память, — смеется Александра. — Я, например, себе уже взяла, потому что фотография с фонтаном давно в моем сердечке».