Внутри поэтической реальности: Сборник статей «Якутское кино. Путь самоопределения»

Тайны предков в Срединном мире


16 апреля в Музее современного искусства «Гараж» состоялась презентация сборника статей «Якутское кино. Путь самоопределения». Составителем сборника выступил Владимир Кочарян, режиссер-документалист армяно-якутских кровей, который родился и вырос в Республике Саха. Это первая книга о якутском кино, в которую вошли не только тексты исследователей, но и интервью с действующими лицами кинематографа республики — режиссерами, сценаристами и кураторами, среди которых как пионеры кинематографа в регионе (Семен Ермолаев, Алексей Романов), так и авторы, формирующие облик кинематографа Республики Саха сегодня (Костас Марсан). Мы попросили Владимира рассказать о том, как появилась эта книга, и публикуем отрывок одной из статей, входящих в сборник. Отдельное спасибо за помощь в подготовке этой публикации хотим сказать проекту From Outer Space.

«Иччи», реж. Костас Марсан, 2022 г.
«Якутское кино. Путь самоопределения»
Владимир Кочарян
Как возникла идея исследования якутского кино, как шла работа над сборником? Как ваш бэкграунд помог вам в работе на ним?
Для меня исследование якутского кино — это органический процесс возвращения в свое прошлое, в историю моей матери. Это дань благодарности родной для меня республики. Благодаря Республике Саха я получил образование и имел возможность путешествовать по миру. Отсюда и личный подход к вопросу. Это своего рода реконструкция моего внутреннего я, которое я пытаюсь понять с помощью механизмов кинематографа. Огромную роль в решении работать над книгой сыграла моя работа в журнале «Искусство кино». Люди, окружавшие меня, сильно повлияли на то, как я вижу кинематограф, какие этот медиум открывает возможности в изучении общества.
Кто аудитория издания? Насколько широк круг читателей, которому может быть интересна подобная книга?
Имея практику издания киноведческой литературы и литературы, посвященной кинематографу, я примерно понимал аудиторную глубину подобной книги. Основная цель — это документ для сообщества Саха кинематографистов, фиксация периода до 2024 года. Дальше, конечно, важен интерес профессиональной и синефильской среды — основного фильтра, через который кинематографические тренды проникают в общественную мысль. Я вижу потенциал интереса этих сообществ. Насколько я понимаю, его подтверждают и продажи.
Считаете ли вы исследование достаточно полным? Или у вас еще остались темы, о которых хотелось бы подумать, поговорить, но это будет история для отдельного исследования?
Эту книгу сложно назвать полным или каким-либо глобальным исследованием. В тех условиях, в которых велась работа над книгой, в тех условиях, что нас окружают, это был вариант, который я считаю «рабочим». Книга перспективно раскрывает хронологию истории Саха-кино, а также подкрепляет тезисы, которые должны возникать по ходу чтения. Некоторые темы, к сожалению, не удалось раскрыть полностью, но я считаю это скорее знаком времени, в котором книга существует.
Если попытаться обобщить, что на ваш взгляд, делает особенными работы якутских режиссеров, когда мы говорим о художественном языке и основных образах, к которым они обращаются, и темах, которые поднимают?
Ответ на этот вопрос слишком объемный, чтобы я мог его корректно сформулировать. Если же говорить о самом важном для кино, для визуальной части — ведь кино это в первую очередь картинка — то тут уникальность в пространстве, которое фиксирует Саха кино. В реках, полях, горах, в той «монтажности», что они создают в руках режиссера Саха. Умение работать с этим пространством дается лишь людям, которые выросли внутри «поэтической реальности» республики
Как вы считаете, насколько опыт якутского национального кинематографа масштабируем на другие республики РФ? Может ли быть в других регионах и республиках РФ настолько лояльный зритель?
У нас есть параллельный опыт в республике Кабардино-Балкария со школой Александра Сокурова. Но в школе Сокурова не удалось создать индустрию внутри республики, это скорее привело к репрезентации визуальных образов и сюжетных нарративов уже вне пределов Кабардино-Балкарии. Возникают режиссерские имена среди других республик, вспомним хотя бы Байбулата Батуллина с абсолютным хитом зрительской любви «Бери да помни». Но, к сожалению, пока системного становления национальных кинематографий нет. Уверен, что осознание «якутского бума» могло бы стать отличной базой, как практической, так и теоретической, для любой национальной группы, внутри которой существует желание и энергия для формирования своего культурного пространства.
«Иччи», реж. Костас Марсан, 2022 г.
«Когда же возникло якутское кино?» (отрывок)
Максим Барахов, исследователь кинематографа Саха
Первым фильмом, основанным на произведении якутской литературы, стал истерн «Тайна предков» Марата Арипова («Таджикфильм», 1972). Это экранизация повести «Золотой ручей» Николая Якутского, которая имела долгую производственную историю. Идея принадлежала якутскому драматургу, писателю Льву Габышеву. В своих воспоминаниях он рассказывал, что еще в 1960-х мечтал о сюжете, основанном на истории Якутии, где съемочная группа и актеры были бы якутами. Сценарий писался с большим трудом, шел поиск производственных возможностей внутри республики и вовне. В 1967 году в Якутии прошел фестиваль таджикского кино, республику посетила делегация «Таджикфильма», с которой и обсудили идею фильма. Уже спустя год представители студии вернулись в республику, и началась подготовка к съемкам фильма под руководством режиссера Марата Арипова. Действие фильма происходит в 1920-х годах, где-то в Якутии, где еще не была установлена полностью советская власть. По сюжету якуты боролись с купцами, желавшими завладеть золотоносным ручьем.
Спустя время можно задуматься о том, стоит ли считать этот фильм первым национальным игровым фильмом? Учитывая, что снят он был силами киностудии «Таджикфильм» и не якутским режиссером. Но тема якутская, сценарий написан якутом на основе произведения якутской литературы, с якутскими актерами в ролях и снят в Якутии. Можно относиться к этому по-разному, но, как писал Иван Жараев, заслуженный работник культуры ЯАССР и СССР, в своей статье «Первый киносценарист художественного фильма о Якутии»: "Лев Габышев внес вклад в развитие национального кинематографа, и даже можно утверждать, что Габышев — создатель первого национального кино"2. В конце своего текста Жараев предлагает сделать дату премьеры фильма «Тайна предков» 24 мая 1972 года Днем национального кино Республики Саха.
Для прослеживания истории возникновения именно национального кинематографа Якутии нужно обратить внимание на телевидение. Зрителям нужны были программы, которые говорили бы с ними на одном языке. Одним из ключевых телеформатов того периода стал телеспектакль. В 1964 и 1966 годах по телевидению показали телеспектакль на якутском языке «Городская девушка» режиссера Афанасия Федорова. Можно также найти информацию о телеспектаклях «Владимир Аласов», «Чайка расправит крылья», а в 1971 году по телевидению показали телеспектакль «Судьба» по роману Николая Якутского. Эта работа была уникальна тем, что натурные сцены были сняты на кинопленку. Артисты играли в прямом эфире и озвучивали, зачастую несинхронно, немой видеоряд из заранее записанных на кинопленку игровых блоков. К сожалению, якутское телевидение не располагало технологией записи видео, и все телеспектакли тех лет попросту утрачены. Остались лишь воспоминания и документы, по которым можно примерно представить, как они работали сценарно и постановочно.
«Старая игрушка», реж. Руслан Васильев, 1986 г.
«Старая игрушка», реж. Руслан Васильев, 1986 г.
«Старая игрушка», реж. Руслан Васильев, 1986 г.
«Старая игрушка», реж. Руслан Васильев, 1986 г.
«Летовье», реж. Семен и Руслан Васильевы, 1992 г.
«Летовье», реж. Семен и Руслан Васильевы, 1992 г.
«Летовье», реж. Семен и Руслан Васильевы, 1992 г.
«Маапа», реж. Алексей Романов, 1986 г.
«Маапа», реж. Алексей Романов, 1986 г.
«Маапа», реж. Алексей Романов, 1986 г.
«Маапа», реж. Алексей Романов, 1986 г.
Судьбоносным в становлении игрового якутского кино стал 1986 год. Энтузиасты Семен Ермолаев, Руслан, Анатолий и Семен Васильевы сняли для телевидения первый якутский игровой фильм «Старая игрушка». По сюжету фильма горожанин возвращается в родные места и понимает, что потерял связь с местом, где он родился. В том же году выпускник ВГИКа Алексей Романов поставил свою дипломную работу «Мааппа» по одноименному рассказу Николая Заболоцкого. «Мааппа» стала первым игровым фильмом на якутском языке. Список телевизионных фильмов можно продолжить работами «Охоноон» (1987), «Дождь после засухи» (1988), «Люди, у которых есть земля» (1989) и «Сайылык» (1992). Будь то деревенская историческая драма или фильм с мистическими мотивами, все они снимались на якутском языке. Отдельно стоит упомянуть, что все фильмы, кроме «Марфы», были поставлены по сценариям Семена Ермолаева.
После съемок дебютной «Мааппы» Алексей Романов задумал полнометражный фильм о якутской культуре под названием «Орто Дойду» («Срединный мир»). Пишется сценарий, создается творческое объединение «Север» на базе Свердловской киностудии, и начинаются съемки. Позднее, в 1990 году, в связи с проблемами финансирования, нехваткой кинопленки и из-за равнодушного отношения киностудии к проекту работа над «Орто Дойду» приостанавливается. Принимается решение перенести съемки фильма в Якутск, где создается «Северфильм», первая производственная киностудия, силами которой и было решено продолжить съемки. Благодаря Михаилу Николаеву, будущему президенту Республики Саха, выделяется валюта и удается приобрести зарубежную киноаппаратуру, кинопленку и возобновить производство весной 1991 года.
Поиск финансирования фильма «Орто Дойду» вполне можно назвать первым опытом краудфандинга в Якутии. Через СМИ режиссер обратился к народу республики и попросил поддержать фильм. Таким образом собирался бюджет и находился реквизит для съемок. К сожалению, это не помогло ускорить производство фильма. Съемочная группа по-прежнему сталкивалась с финансовыми проблемами, основной из которых оставалась ситуация с пленкой. В 1992 году указом Президента Республики Саха на базе Творческого объединения «Северфильм» создается Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм».
После этого исторического события производство фильма «Орто Дойду» переходит в разряд государственных заказов. Появилось стабильное финансирование, длительные съемки наконец завершились. Монтажно-тонировочные работы проводились на базе киностудии «Мосфильм», и в октябре 1993 года состоялась большая премьера в здании Театра оперы и балета. Но, увы, из-за разрушенного кинопроката и высокой стоимости печати фильмокопий «Орто Дойду» не удалось выпустить в массовый прокат в республике, и дальнейшие показы прошли лишь по телевидению.