«Руины»: Препарированные тексты об архитектуре

Пространство, память и информация в перформансе Екатерины Августеняк


Екатерина Августеняк — художница, драматург и режиссер родом из Тюмени. Она училась на дизайнера графики в Тюменском государственном нефтегазовом университете и параллельно работала в рекламной сфере. Получив диплом, Екатерина сразу занялась поступлением на режиссуру — сначала в тайне от семьи и друзей, опасаясь вопросов о новой профессии. Выучившись на режиссера театра в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, в 2011 году художница переехала в Санкт-Петербург. По словам Екатерины, «не было стремления "непременно свалить" из родного города, а, скорее, просто спокойное понимание, что рано или поздно нужно будет двинуться куда-то дальше».

С 2017 года Екатерина начала заниматься драматургией, разработала экспериментальные тексты для театра после обучения в мастерской Михаила Угарова в Москве. С одной из мультимедийных работ, «Серией когнитивных перформансов», в 2019 году Екатерина стала одной из двенадцати финалистов всероссийского конкурса проектов молодых художников NOVA ART. Видео-документация перформанса «Руины» была представлена на выставке «"Это начало", или Виртуальный гений» в Санкт-Петербурге, оцифрованное пространство которой можно посетить и сейчас.

Проект существует на стыке современного искусства и театра, его структура стимулирует поиск новых форм коммуникации между перформерами, зрителями, информацией и пространством. Современные исследования в когнитивистике предполагают сложную связь между чувственно-моторным опытом и поведением, эмоциями, механизмами принятия решений. Августеняк пытается осмыслить взаимодействие человека, постоянно сосуществующего с техникой и доверяющего ей, с разорванной, деконструированной и многослойной информацией.

В основе проекта лежит текст, разделенный на блоки, каждый из которых посвящен отдельному архитектурному исследованию. Исполнители собирают воедино «разрушенные данные» на тему архитектуры и ее взаимосвязи с устройством общества, а в оффлайн-версии зрители могут принимать активное участие в процессе. У каждого исполнителя по 24 строчки в блоке. Первые три блока читают четверо подготовленных перформеров, дальше в игру могут включаться зрители. В перформансе могут принять участие максимум 24 зрителя, в течение часа читая по одному блоку. В четверке исполнителей всегда остается один подготовленный перформер. Перформеры сменяют друг друга во время работы со зрителями.

Исполнители сосредоточены на собственных наборах отдельных фрагментов текста и не видят реплик друг друга. Разбитые на строчки и лишенные знаков препинания, эти части единой системы информации начинают напоминать авангардную поэзию. При неверной последовательности фраз язык становится похож на сбой работы сетевых алгоритмов. Найти правильную последовательность, даже если человек ранее был знаком с текстом, непросто. Зато, когда это удается и фразы складываются в единый текст, между исполнителями выстраивается особая коммуникация.

Кроме совместных работ и коллабораций с сибирским креативным сообществом, Августеняк обращается непосредственно к региональному контексту: «Я чувствую свою позицию как максимально маргинальную: между столицами и Сибирью, между современным искусством и театром. Мне очень нравится этот мой пограничный ракурс. Он же открывает внутренние возможности для трансмедиальности, творческой и геополитической», — рассказывает Екатерина. Среди ее недавних работ — две инсценировки для танцевального театра «Контраст», кураторство в лаборатории «Театр без границ» в театральном центре «Космос». В декабре 2020 года Екатеерина с режиссером Олегом Липовецким презентовали спектакль-миф «Не про Мотыгино».