Бытовая сторона магического: Рецензия на якутский фильм «Пугало»

Картина, взявшая гран-при «Кинотавра» в 2020 году


Пугало бредет вдоль черной полосы леса. Пугало тянет вязанку дров сквозь рыхлый снег. Пугало запирается в домике и воет в одиночестве. Пугалом зовут деревенскую знахарку, местные поглядывают на нее со смесью презрения и суеверной опаски, чаще обходят стороной, оттаскивают подальше любопытных детей. Она ислюченная, она же чудотворица, к ней за исцелением обращаются, когда ничего больше не поможет. Тогда она проводит с больным ритуал и... что-то происходит?

Фильм Дмитрия Давыдова, победитель прошлогоднего «Кинотавра», новейший флагман богатого и давно удостоенного наивысших кинокритических похвал якутского кинематографа, отворяется экспрессивным телесным этюдом, процедурой чуда. На столе тускло освещенной комнаты лежит женщина, по одежде и животу красными заплатками налипли кровавые пятна — Пугало деловито неуклюже приближается к ней, просит всех выйти, затем льнет руками, телом, губами к чужой плоти, пытаясь не то заговорить, не то выпить до дна ее боль. А в соседнем кадре мы находим Пугало в душной кочегарке, полностью опустошенной, крупными глотками жующей и тут же алыми комками сблевывающей водку, растерянной, плачущей.

Вот краткое описание производственного цикла шаманского ремесла — описание выполненное сугубо физиологическими красками, вымывая намеки на мистику, и тем не менее не лишенное некоторого шокового очарования. Такими ласкающе-болезненными движениями десятилетиями ранее любил развлекать зрительское внимание дипломированный мастер азиатского экстрима Ким Ки Дук. Впрочем, на первых минутах как бы в достаточной мере заинтриговав наш взгляд, на следующие полтора часа Давыдов откажется от резких жестов, продолжая рассказ о повседневности деревенской ведьмы медленным шепотом. Он собирает из причудливого быта Пугала и окружающей ее среды не то медитативное и внимательное к деталям этнографическое кино, не то пытается приблизиться к напряженной нейтральности и отстраненности позднего Балабанова.

Но здесь стоит сделать паузу, чтобы остановить самого себя. Попробовав наудаучу подобрать «Пугалу» кого-нибудь в пару — Ким Ки Дук, Балабанов — будто наталкиваешься на некую преграду. Другие критики уже успели вспомнить в связи с фильмом Давыдова о Карле Теодоре Дрейере, «Зеленой миле», гаптическом кинематографе. И нет, даже самые высокие сравнения не кажутся незаслуженными, во всяком случае частично «Пугало» оправдывает их и связанные с ними ожидания. Но ни одной из рифм (как и словно ни одному из эффектов самого «Пугала») не случится вспыхнуть и сработать в полную силу. Да, это история о бытовой стороне магического. Да, это детальная панорама якутской деревни, рассказанная с тем участием и честностью взгляда, каких очень не хватает в нашем кино. Да, это ненадрывная социальная драма и в то же время портрет удивительного святого и проклятого персонажа. И «Пугало» явно уютно ощущает себя в каждом из этих утвердительных «да», в каждом из этих понятных рамочных определений. В отличие от всех перечисленных аналогий, недовольных своим состоянием и нервически устремляющих свои усилия к горизонту невозможного, чего-то иного.

Этот прилежный фильм, ни в одном из аспектов не теряющий хорошего исполнительского качества меньше всего хочется ругать и чем-то попрекать. И все же его тихая скромность, его умиротворенное достоинство не позволяют и сказать о какой-либо отчетливой эмоции. «Пугало» будто слегка нелюдимо для зрителей и опасается их, смотрит на тебя с экрана бирюком, пускай с проскальзывающим порой хитрым ироничным прищуром, как в глазах исполнительницы главной роли, бесконечно харизматичной Валентины Романовой-Чыскыырай. Конечно, перед нами живое кино, разве что не слишком податливое на контакт, а больше затворяющееся внутрь самого себя.

Такая простота и эмоциональное нестяжательство способно покорить, а с другой стороны оно же не позволит замыслить настоящий выход за пределы красиво поставленных кадров и лаконичного яркого образа шаманки, завернутой в бесконечные меховые слои и в валенках разного цвета (само собой, символизирующих ее пограничное состояние между мирами живых и мертвых). Поэтому рассыпаясь ненадуманными ассоциациями с фильмами, книгами и обстоятельствами жизни, «Пугало» не позволяет взмыть им ввысь пуганой вороной, взвиться настоящим метафорическим союзом, но остается стоять недвижно, контрастным черным силуэтом посреди белоснежного прямоугольника кадра.