Эстетика пленки: Абстрактная фотография Павла Проскурякова

Несовершенства и искажения как осознанный выбор

Павел Проскуряков — фотохудожник родом из Новосибирска. Фотография интересовала его с детства, а с аналоговой съемкой впервые познакомил отец. Начав с привычных сюжетов вроде пейзажей и портретов, Проскуряков вскоре открыл для себя абстракцию — она и стала основой его творчества. С 2013 года Проскуряков активно выставляется в России, Европе и США. Его работы хранятся в коллекциях Русского музея, Государственного Центра Современного Искусства и музея Гренобля во Франции.

Проскуряков называет себя фотохудожником, а не фотографом, проводя границу между документацией реальности и искусством. Безупречности и стабильности цифровой фотографии он предпочитает искажения: «Качественность меня пугает и очень сильно отталкивает. Я не могу себя заставить сделать хорошую, качественную художественную фотографию, мне больше нравится просроченная пленка, чтобы появилась царапина там, где я не ожидал, чтобы получилось какое-то искажение по цвету. Для меня это и есть художественная фотография».

Само творчество Проскуряков воспринимает как нечто сакральное: «Мне кажется, настоящее произведение искусства должно быть "выстрадано". Создавая его, ты должен находиться в каком-то необъяснимом состоянии, словно ты не в реальном мире, а в некоем зазеркалье. В момент созидания ты должен быть тотально захвачен актом творения, и даже если это концептуальное искусство, то есть работа интеллекта, то и он должен находиться под властью подсознания. Ты должен быть одержим в этот момент», — из интервью изданию syg.ma.