Плейлист#7: Сибирская музыка, которую мы почти потеряли

Эти релизы не попали в чаты, группы распались, лейблы закрылись — осталась только музыка

Пару лет назад в городах Сибири развивались несколько многообещающих музыкальных лейблов — Klammklang в Красноярске, Dopefish Family в Омске, «Шалаш» под Новосибирском. Новая волна электронной музыки нарастала в Сибири с 2010 года, а к 2018-му от нее остались, разве что, круги на воде — отдельные проекты и пара лейблов. Многие уехали из Сибири, другие остались и работают в темпе неторопливом, как их мелодии, третьи и вовсе отошли от музыки. Каждый из них внес свой вклад в развитие локальной культуры — ребята своими силами организовывали фестивали, работали с музыкантами с других континентов, объединяли и просвещали аудиторию, ломали стереотипы о региональной сцене.

Klammklang (Красноярск)

Кассетный лейбл Klammklang создал красноярец Стас Шарифуллин (Hmot). Все началось с блога Gimme5 в 2009-м. Вокруг него образовалась тусовка — ребята своими силами выпускали пластинки. В 2010-м Стас курировал сборник Fly Russia, который вышел на лейбле Error Broadcast и привлек внимание американских медиа к новой волне русских электронщиков. Klamklang появился позже, в 2013-м, и за три года выпустил 12 кассет. Первые печатали в Нью-Йорке, потом Стас купил кассетную деку Technics и начал записывать сам, у себя дома. А обложки рисовал в Photoshop.

Предлагаем послушать последний релиз, не выпущенный на физическом носителе — сборник Our Golden Age Is Now. В него вошли треки музыкантов и друзей лейбла, не только сибиряков. Галя (Chikiss) — из Беларуси, а работает в Германии, Влад Бергман (Averrge) — из Киева, Эльдар Тагиев и Лена Позднякова (the2vvo) — из Казахстана. Проект Hippies Wearing Muzzles американца Ли Эванса тоже стал частью красноярского лейбла. Это красивая история о музыке как о глобальном языке, не знающем границ.

В декабре 2016 года ребята из Klammklang при поддержке Института Гете организовали в Красноярске фестиваль Frontier, где выступили музыканты из России, Дании, Германии, Италии и Мексики — обещали повторить в 2017, но что-то пошло не так. После года молчания Klammklang обещают новый релиз весной и готовят шоукейс в Москве 3 февраля. Надеемся, что ребята еще вернутся в Красноярск.

Шалаш (Бердск)

«Шалаш» — это проект Егора Клочихина (Foresteppe). Выпустил десять релизов — ровно на столько хватило старой пленки. Музыку записывал на кассеты и катушки, каждую заботливо оформлял вручную. Например, релиз Seven Sleepers упакован в кармашки из японских тканей и отпечатан резиновыми штампами, а внутри — карточки с названиями песен и наклейки.

На «Шалаше» вышли записи сибиряков Никиты Бондарева и Владимира Лучанского (Bisamråtta), Белы (you c), переехавшей из Новосибирска в Германию, Кирилла Можая из Беларуси, мексиканца Хорхе Эрнандеза (GlowStone, Rusalka) и англичанина Ника Пламера (Directorsound).

Предлагаем послушать релиз Bisamråtta + Foresteppe — Around. Это аналоговый эмбиент, сплетенный из тонких гитарных рифов, пастушачьей флейты, звона колокольчика, щебетания птиц, шепота ветра и шелеста листвы — песни о цикличности природы, имеющие что-то общее с лирикой поэтов золотого века.

Dopefish Family (Омск)

Dopefish Family — лейбл Андрея Митрошина (Milky toad, «Продавцы-консультанты» и прочие), созданный им, чтобы объединить десяток собственных проектов и работы друзей.

На счету Dopefish более 40 проектов и ровно 60 релизов: от сложного нойза до гаражного панка и саундтреков к ролевым играм. Примерно половина из них — детища самого Митрошина: «Замкнутая Молодежь», «Бизнесмен», «Профилактика Заболеваний», «Желтый Мегамэн». По названиям проектов понятно, что ждать чего-то серьезного от них не стоит — здесь все о DIY, веселье, юности, отсутствии рамок и свободном творческом поиске. Это, безусловно, треш, но талантливый и неглупый. Чтобы убедиться в этом, слушайте любой из релизов на Bandcamp. Выбирать можно по картинке, в случае с Dopefish Family обложка на все сто процентов отражает содержание.

Мы рекомендуем milky toad + chikiss — zimní son — это «программная» для Dopefish восьмибитная вещь с мягкими вокалами от первого проекта Митрошина, с которого все началось. Формально лейбл живее всех живых, но сам Андрей переехал в Москву, да и другие ребята с Dopefish Family уже давно не выступали в Сибири.