Эклектичный пост-панк родом из Новокузнецка

Говорим «российский пост-панк» — подразумеваем Сибирь. Такая ситуация наблюдается уже лет двадцать-тридцать, с тех пор как омич Егор Летов написал свои первые песни для «Гражданской обороны» — и понеслось. Актуализировать жанр в новом тысячелетии пытается каждый второй локальный коллектив: «Сруб», «Спасибо», «Буерак». Стоящее, однако, создают единицы. Среди них герои нашего нового плейлиста — группа Shortparis.

В составе группы Shortparis пять участников: Николай Комягин (вокал), Александр Гальянов (гитара, синтезатор), Павел Лесников (ударные, сэмплирование), Александр Ионин (гитара, бас, баян) и Данила Холодков (ударные, перкуссия). Все, кроме Данилы, из Новокузнецка. Играть вместе ребята начали в 2012 году в Петербурге.

Первое время Shortparis называли себя «аудиотеатром». Их музыка, тяжелая и вычурная, тяготеет к пост-панку не меньше, чем к колд-вейву, французскому шансону и народным песням со свистами и плясками. Не вписывается в рамки ни одного жанра. Ребята накапливают материал и экспериментируют с разными инструментами — в их творчестве нет места ни академизму, ни лоу-фай. Процесс работы они описывают, как «опасные эксперименты».

Последний альбом Shortparis «Пасха» похож на сложное и нестабильное химическое соединение. Здесь прямой техно-ритм, отбиваемый двумя тяжелыми бочками сплавляется с грязным гитарным панком, разгульным баяном, пронзительными свистами и едва уловимыми ориентальными мотивами.

Николай Комягин в интервью для Colta.ru так описал свое творчество: «Ощущаю себя довольно бездарным музыкантом. Это не кокетство, процесс музыкального творчества сопряжен с мучениями, это сложный путь. Сохраняется потребность не снижать планку, которая, кажется, есть. Сохраняется потребность быть искренним. Но подбор внешней формы, чтобы она соответствовала вот этой внутренней искренности, все сложнее и тяжелее, возникает погрешность, и она, кажется, приобретает собственное значение. Вот это страдание от подбора, от невозможности соотнести внутренний талант с внешней музыкальной формой и рождает напряжение».

Первые песни Shortparis писали на английском и французском. Комягин признается, что обращался к иностранным языкам по неопытности. В «Пасхе» тексты русскоязычные, даже патриотичные — послушайте «Шум великой Томи» или «Новокузнецк». Стих одинаковый, но аранжировки настолько разные, что подвох и не заметен.

Не меньше, чем над музыкой ребята работают над контекстом. Рассказывают о древнегреческом театре, французских философах и религиозных символах, описывая, чем икона Одигитрия отличается от Елусы.

Shortparis стали известны в Петербурге благодаря своим перформансам. Например, играли в магазине «Продукты 24» в знак протеста против коммерциализации искусства. Каждый их концерт — шоу. Сегодня ребята взорвут легендарный берлинский Berghain, с чем мы их и поздравляем.