Искусство вне навязанных дисциплин: 5 проектов арт-группы «МЫК»

Терапевтический диалог за мытьем посуды, аудиоперформанс в переходе и комнатная выставка длиною в месяц


«МЫК» — это арт-группа из Новосибирска, основанная в 2019 году Евгением Лемешонком, Владимиром Бочаровым, Полиной Кардымон и Денисом Франком. Позже к группе присоединился режиссер Сергей Чехов. Участники познакомились во время работы над спектаклем «Фрагменты любовной речи» в театре «Глобус», где Полина выступала в качестве режиссера, а Денис, Евгений и Владимир вместе работали над звуковым сопровождением спектаклей как саунд-арт группа presidiomodelo.
«МЫК» сложно отнести к определенному художественному направлению или жанру. В своих проектах участники используют различные средства: от иммерсивного перформанса до звуковых инсталляций и живописи. Команда не признает традиционное поле «навязанных дисциплин» и разделения художественных практик. Все участники группы так или иначе занимаются театром и объединились потому, что их не устраивали различные аспекты театральной среды, в том числе коммуникация между авторами и система в целом. Участники «МЫКА» выступают за переосмысление традиционного искусства, где присутствуют устоявшиеся системы взаимоотношений между художником и государством, заказчиком, аудиторией и другими художниками.
Цель группы — создать среду горизонтальных связей, пригодную для междисциплинарных проектов, которыми и занимается объединение. В этой подборке — видеоработы арт-группы «МЫК», созданные в 2020 году: от наблюдений за волосами Полины Кардымон до комнатной выставки с самоизоляционным искусством и акустической прогулки по Туннельному спуску — улице в Железнодорожном районе Новосибирска.


RAKOVINATOKA

Название проекта состоит из двух элементов: «раковина» как место действия и «ток» как форма действия (от англ. talk — говорить). Эта работа — рефлексия на тему угасающей коммуникации, этапа отношений, когда все труднее находить в себе изобретательность и гибкость в попытках соблюдать пакт о взаимном ненападении. Сюжет бытовой: в течение 20 минут мужчина и женщина пытаются помыть посуду в четыре руки, будто бы разговаривая о сложностях в их отношениях. При этом звуковая дорожка — это два отдельно записанных интервью, соединенных в единый псевдодиалог, в котором авторы отвечают друг другу на неудобные вопросы, оставшиеся за кадром.


Строма

«Строма» — это основа органа животного организма, состоящая из неоформленной соединительной ткани. Одноименная аудиовизуальная работа — поиск этой соединительной ткани во взаимодействии двух субъектов. В видео два силуэта, девушки и мужчины, проявляются по отдельности, но скоро начинают сливаться, образуя новые формы — искомое общее. Подобного эффекта удается достичь при помощи оптического трюка, обезличивающего субъекты, смешивающего их в абстрактные формы и нуарные пейзажи.


Скомканный

Видеоработа «Скомканный» — это видеодокументация волос, которые лежат на сквозняке, их шелест звучит в качестве саундтрека. Звук записан с помощью конденсаторного и контактных микрофонов и подвергается дальнейшим трансформации и обработке. Тексты — истории о волосах, народные, мифические, реальные и выдуманные.


Храм шума

«Храм шума» — исследование места, а именно Тоннельного спуска, улицы в Железнодорожном районе Новосибирска. В видео разрозненные звуки города, проезжающих автомобилей, поездов, идущих к главному вокзалу, собраны в плотный поток шума. «Тоннель-путепровод имеет уникальную архитектуру и акустику, но он предназначен для проезда машин, и шум, который разлетается по всему пространству, становится отвратительно-прекрасно-пафосным. Сакрализируя повседневность городской среды, мы сформулировали идею храма, в который несут звуковые подношения», — комментирует проект Полина.


Комнатная выставка

«Комнатная выставка» — это серия видео, созданная Полиной Кардымон во время самоизоляции. До пандемии Полина переехала в новую квартиру — «сталинку», четверть которой составлял длинный и просторный, но совершенно нефункциональный коридор. Там не поставить ни диван, ни шкаф, в общем никак его не применить — остается просто ходить. Тогда появилась идея сделать коридорную вечеринку — закрыть все остальные комнаты и устроить вернисаж в коридоре, который художница сразу начала заполнять своими и чужими картинами. Арт-квартирника так и не случилось из-за карантина, но желание делиться работами осталось. Сначала Полина попробовала их фотографировать, но быстро поняла, что этого недостаточно и обратилась к видео. В итоге в течение 20 дней она снимала короткие ролики. В каждом — по пять работ. Полный отчет выложила на YouTube, а также поучаствовала в нашем спецпроекте Homemade in Siberia.