«Тень монолита»: Фотодокументация руин

Заброшенные заводы, аэропорты и военные базы, которые живут сами по себе


Красноярский фотограф Павел Лимонов вырос в окружении индустриальной архитектуры, действующей и заброшенной. Особенное впечатление на него производили руины — места, которые, по выражению Павла, «живут сами по себе». Заинтересовавшись ими уже в зрелом возрасте в виде объектов для съемки, он начал изучать их историю — просматривать архивные документы и карты в поисках новых мест сначала в Красноярске, затем за его пределами. Этот поиск нашел отражение в проекте «Тень монолита», над которым Павел работает с 2016 года.


В своей серии «Тень монолита» Павел обращается к теории ценности руин, сформулированной в 40-х годах XX века немецким архитектором Альбером Шпеером. Шпеер утверждал, что в процессе проектирования нужно учитывать, как строения будут выглядеть, когда разрушатся. Целью было создать такие сооружения, руины которых через века или тысячелетия оставались бы столь же впечатляющими, как и римские образцы.

В поиске подобных развалин Павел путешествует по стране с крупноформатной пленочной фотокамерой. Чаще всего локациями становятся руины промышленных и военных объектов. Среди них — заброшенные теплицы в Красноярске, территория недостроенного омского аэропорта, сахарный и гидролизный заводы в Усть-Абакане.

Подобные объекты находятся в состоянии постоянного изменения — возвращаясь через какое-то время к понравившемуся сооружению, Павел нередко обнаруживал его полностью разрушенным. «Эти объекты стали частью городского ландшафта и вписались в мой личный опыт, но принято считать, что в современном обществе они присутствовать не должны. Есть момент между тем, когда я обнаруживаю место, и тем, когда оно по разным причинам перестает существовать. В своей работе я стараюсь запечатлеть этот момент и отразить его ценность», — комментирует Лимонов.