«Поиск дома»: Сербско-сибирская серия в 10 листах

От полузаброшенных сербских домов до бетонного объекта на берегу Оби


Дом — понятие, с одной стороны, базовое, необходимое для человеческого существования. С другой, оно вполне может быть сложным и неоднозначным — это может быть место рождения или родина предков, место, где живут родные, а может и просто место, где свободнее дышится. Новосибирская художница Евгения Шадрина-Шестакова искала дом и его отражения в сербских домах — но нашла, похоже, все же на берегу Оби.


Евгения Шадрина-Шестакова рисовала с детства и прошла классический путь художественного образования: от изостудии и художественной школы до Новосибирского государственного художественного училища и Новосибирской архитектурно-художественной академии. «Я абсолютно „Новосибирский продукт“», — комментирует Евгения. С 2015 года художница занимается только станковыми живописью и графикой, работая у себя в мастерской в Новосибирске.

В январе 2023 года Евгения участвовала в Сербии в международном пленэре, или в том, что по-сербски называется «уметничка колониjа» (колония художников в дословном переводе). «В Сербии очень много таких пленэров. И многие организаторы предлагали мне принять участие. Мне очень повезло, что я приняла приглашение именно Милоша Мандича. Милош давно организовывает такие симпозиумы, он несколько лет звал меня, я по разным причинам отказывалась. А тут просто купила билеты и оказалась в Белграде. Мне захотелось в тот момент выйти за контур наших общих печальных и суетливых нынешних ситуаций, и увидеть их чуть со стороны», — рассказывает Евгения. Это была первая поездка художницы в Сербию, но впечатления туриста переплетались со «странным, щемящим чувством открытого вопроса» — с этой страной ее связывает семейная история. Прадед художницы, Калич Мино Янович, был сербом, который покинул родную страну в 1914 году. Он бежал от Первой мировой войны в Сибирь, которая стала для него домом. «Забавные такие переплетения, перевертыши, спирали и кольца времени и пространства. Сибирь — удивительная точка на планете, так далеко от всех спрятанная, не видимая ни с какого края», — комментирует Евгения.



В основе проекта «Поиск дома» — фото реальных домов, которые Евгения снимала в Сербии в январе этого года без определенной цели. «В Сербии прекрасная архитектура, красивые города, и наполненная человеческой любовью и заботой земля. Но я зафиксировала на фото самый дешевый сегмент недвижимости — сельские полузаброшенные дома», — рассказывает художница. «Поиск дома» — серия из 10 работ с отрисованными изображениями домов в смешанной технике; здесь множество разных слоев, но в основе масляная краска. Евгения рассказывает, что фотографии были сделаны почти случайно, а решение поразмышлять в материале на тему «поиск дома» проявилось уже в Новосибирске.



«Эти листы про нас всех сейчас. Знакомых, друзей, родных, чужих людей. Поверхность земли скользит под нашими ногами, как почва уходит из-под ног. И люди передвигаются, или остаются, но с поиском ощущения своего дома. Мы все сейчас как бездомные. Как если бы мы видели глазами мерцание мира, то есть, то нет,» — описывает свой проект Евгения. «Дом — это же там, где живы-здоровы мои дети, где у них есть счастливое будущее. Только и всего. И люди будут строить эти дома, неважно, в какой части света — нет другого выхода». Всего в серии десять листов; на девяти из них сербские дома, а последний, десятый — бетонный объект на берегу Оби, в селе Ташара Новосибирской области. Там семья художницы несколько лет назад купила старый деревенский дом.