6 книг для тех, кто хочет читать как профи

Анна Яковлева советует книги для будущих филологов, любителей визуального нарратива и всех неравнодушных к литературе


Мы решили в лаконичной форме собрать полезные советы и лучшие практики профессионалов из Сибири в разных сферах: от ученых и кураторов выставок до гастро-экспертов. Делимся подборкой от директора книжного магазина «Перемен» и автора Telegram-канала «Монологи книготорговки» Анны Яковлевой. Здесь собраны шесть книг для тех, кто хочет разбираться в теории литературы и готов поспорить о цвете занавесок. Передаем слово Анне.


Оговорюсь, что читать книги как филолог или литературный критик совершенно необязательно. Получать удовольствие от сюжета, сопереживать персонажам, заниматься эскапизмом в вымышленных мирах — все это дорогого стоит само по себе. Но если вы чувствуете, что готовы к размышлениям о том, почему занавески все-таки синие, а крестражей ровно семь, а также зачем нам в мире доступной информации все еще нужна художественная литература — эти несколько относительно новых книг могут помочь.

Анна Яковлева


«Искусство чтения. Как понимать книги»
Томас Фостер
Манн, Иванов и Фербер, 2014


Сразу попрошу прощения за упоминание почти недоступной книги — в каждый Новый год я загадываю, чтобы МИФ ее переиздал, и каждый раз небеса меня не слышат. Но наверняка она есть в вашей городской библиотеке или у друзей — поиски себя оправдают.

На филфаке нас учили, что каждая хорошая книга — это шифр и загадка, и разгадывать ее — огромное удовольствие. Книга Фостера — отличный способ попробовать себя в этом. Особенно рекомендую старшеклассникам, подумывающим о филфаке.

Архетипы и типы сюжетов, символы и знаки, интертекстуальность и образ персонажа, актуальная повестка и структура романа — доступнее мануала по чтению романа я не встречала. Работает книга и в мире визуального нарратива — то есть смотреть фильмы и сериалы вам станет еще интереснее с удобным ключом ко второму слою повествования.


«Книга как лекарство» и «Книга как лекарство для детей»
Элла Берту и Сьюзен Элдеркин
Синбад, 2018


С классикой нам все более-менее ясно: основные имена всегда на слуху, великие тексты постоянно экранизируются, в книжных их легко купить за копейки, а некоторые даже появляются на рекламных щитах поправок в Конституцию.

Отсутствие же современной литературы (а такой мы сейчас назовем произведения последних ста лет) в инфополе вызывает у большинства устойчивое мнение, что сейчас книг не пишут, а если пишут, то плохие. И даже те, кто добирается до книжного в поисках не-достоевского, растерянно смотрят на корешки с фамилиями авторов: кто все эти люди?

Очень крутым подспорьем в этом стали книги британских библиотерапевтов, составленные по принципу домашнего справочника болезней. И если взрослая версия через геморрой и простуду с юмором и изяществом ведет нас по лесу современной художки, то детская работает с более неоднозначными и сложными проблемами: страх смерти, жажда славы, отсутствие друзей, подростковая беременность. Есть тут и привычка грызть ногти, бесконечное нытье, мечта о собаке — и на каждую ситуацию у авторов есть книжка, которая не решит проблемы, но утешит и подскажет, как реагировать на примере героев.

Нельзя промолчать и о работе российского издателя — с одобрения авторов оригинала в книгу органично добавлены произведения современных российских авторов. Над этим поработали специалисты из РГДБ (Российской государственной детской библиотеки). Это одна из важнейших книг в моей профессиональной деятельности, и я была бы счастлива видеть ее в каждой школьной и детской библиотеке, у учителей и родителей. И, конечно, у тех, кто хочет узнать, что же сейчас происходит с литературой.



«Что мы видим, когда читаем»
Питер Менделсунд
Corpus, 2016


Эта книга — во многих смыслах уникальное исследование-артбук, буквально отвечающее на вынесенный в название вопрос. Какие картинки возникают у нас в голове во время чтения? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы создать образ героя и что мы достраиваем на месте пробелов? Проведите эксперимент над собой — опишите своего любимого героя как живого человека. Какие у него глаза? Во что он одет? Аксессуары, маникюр? А где он находится? Какие стены в этой комнате или какие растения в том поле, по которому он бежит? Какого цвета рожь, в которой Холден Колфилд ловит детей? Какой длины мантия у Гермионы? Почему иллюстрации не так уж сильно влияют на наше воображение, а экранизации часто вызывают столько гнева? Отличается ли наше внутреннее зрение от внешнего?

Удивительный аттракцион читательской рефлексии — дописываю этот текст и иду снова перечитывать. Никогда не надоедает.


«Почти два килограмма слов»
Алексей Поляринов
Individuum, 2018


Книга в жанре, которого мне очень не хватает на российском книжном рынке — размышления о том, как работает литература. Что важно — не только для профессионалов и увлеченных любителей, но и для тех, кто находится на нулевой точке входа. Отдельную ценность работе придает на удивление редкая тема — анализ американской литературы. Все-таки мы гораздо ближе знакомы с европейской прозой, а вот классика XX века США доходит не до каждого филфака, да и там часто остается в списках дополнительной литературы.

Алексей Поляринов может быть знаком вам по совместному с Сергеем Карповым переводу «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса — о нем он тоже пишет в сборнике эссе, а еще — о Стивене Кинге, Ханье Янагихаре, Томасе Пинчоне и других. И как-то очень здорово (с обоими ударениями) ему удается вести разговор не с преподавательской позиции, а в стиле «встретились с умным другом в баре, и он рассказывает о том, что любит». Конечно, после этого американскую прозу полюбишь и ты. Полюбишь и поймешь, как к ней подойти.


«Эпоха сериалов. Как шедевры малого экрана изменили наш мир»
Анастасия Архипова, Екатерина Неклюдова
Рипол Классик, 2020


Строго говоря, книга, конечно, не о том, как читать книги. Но давайте признаем — нарратив сериалов в последние несколько лет полноправно заменяет нам многосоставное чтение. Телепродукт делает сейчас то же, что Диккенс и Пушкин две сотни лет назад, и основные приемы, в общем-то, остались те же. Это самое глубокое из сегодняшнего списка исследование основных архетипов персонажей и сюжетных линий, обогащенных на экране визуальными сигналами-отсылками. Авторы пишут о «Шерлоке», от конандойлевского до бибисишного, «Докторе Кто», «Докторе Хаусе», говорят о «Декстере», «Мире Дикого Запада», «Звездном пути» и «Убивая Еву», с удовольствием убеждая читателей, что одну и ту же историю можно рассказать тысячу раз, и каждый будет как первый.


«Главные вопросы литературы»
Анастасия Москалева, Светлана Ромащенко, Наталья Ласкина, Светлана Корниенко, Наталья Муратова
Открытая кафедра, 2019


Бонус-трек. В Новосибирске есть образовательный проект «Открытая кафедра», основанный преподавателями лучших гуманитарных вузов города. Уже четыре года они учат нас разбираться в художественной литературе разных эпох и стран, интерпретировать тексты и получать от этого огромное удовольствие.

Тем, кому не повезло жить рядом и посещать занятия оффлайн, может помочь онлайн-запись курса «Главные вопросы литературы». Пусть вас не пугают термины в названиях — вы быстро их изучите и примените в чтении. Я очень его рекомендую — более плотного массива информации по теме вы не встретите.