«Жемчужина Кузбасса»: Фотоэссе о моногороде

Золотой памятник Ленину, баннеры на деревянных домах и почти брейгелевские пейзажи


В 2017 году Виль Равилов вернулся на Кузбасс после того, как пожил какое-то время на Балканах, снимая пейзажи, а затем отучился в Санкт-Петербурге в Школе современной фотографии «Докдокдок». В родном Прокопьевске он снял фотопроект «Жемчужина Кузбасса» — документальное визуальное эссе о маленьком шахтерском городе. С ним он прошел в финал нашего конкурса Makers of Siberia Photo Prize.

Идея проекта появилась, когда Равилов жил в Санкт-Петербурге, учился в «Докдокдок» и думал над темой для курсовой. «Ничего в Петербурге меня особо не интересовало, я только в него приехал, не было точек соприкосновения», — рассказывает Виль. Куратор курса Станислав Марченко предложил вернуться в родной город и поснимать его — к тому моменту в Прокопьевске Равилов не был уже четыре года.

В своем проекте фотограф исследует тему идентичности Прокопьевска, города некогда богатого благодаря угольным месторождениям. С 1930-х он стремительно развивался, становясь крупным промышленным центром не только Западной Сибири, но и всей страны. С распадом СССР начали закрываться шахты, в прошлом году закрылась последняя — Шахта имени Дзержинского. Несмотря на печальную судьбу моногородов, фотопроект Равилова не про разруху, а скорее про будни — его жителей, архитектуру и историю: на снимках и золотой памятник Ленину, и баннеры на деревянных домах, и почти брейгелевские пейзажи с фигурками людей.

Тем не менее проект вызывает неоднозначную реакцию у горожан. В целом участники съемки реагируют либо нейтрально, либо положительно: «Фотограф для местных — это возможность заявить о себе. Кому еще нужен простой народ, кроме как документальщикам». Хотя один раз Равилова во время съемки забрали в полицейский участок — охранникам он показался подозрительным. В сети же бывает по-разному: несколько раз обвиняли в том, что он будто бы снимает «исподтишка и специально, чтобы показать всю грязь». Но обучение этике в «Докдокдок» не прошли даром: «В этом плане я чист, не снимаю "скрытой камерой", не прячусь от людей», — комментирует Виль.

Равилов продолжает снимать в Прокопьевске и дополнять проект новыми сюжетами. В то время как многие стараются уехать, фотограф надолго вернулся в родной город и старается преобразовывать культурную среду: занимается местным фотоклубом, устраивает мастер-классы по съемке и планирует организовать показы авторского кино.