«Робот IGO_R и неоновый барашек»: Текстильный комикс о том, как быть человеком

Притча из Окунево, кибербог и волшебное поле


Анна Bat — художница родом из Сибири, выпускница факультета культуры и искусств ОмГУ, специализирующаяся на текстильном дизайне. Художница работает с текстилем около двенадцати лет: создает аппликации из ткани, вышивку на холстах, одежде и обуви, делает кукол, маски и украшения. Ее работы находятся в частных коллекциях в России, США, Великобритании, Италии, Японии, Франции, Германии и Бельгии. Вдохновившись своей поездкой в деревню Окунево, эстетикой киберпанка и вечным философским вопросом, Анна создала метафоричный комикс-размышление о том, что значит быть человеком, в котором, правда, больше вопросов, чем ответов.
Текстильный комикс о роботе IGO_R был создан для коллективной выставки «От и до: сказки на вырост» в галерее Textura. Художница уже третий год увлекается форматом текстильной книги — именно в этом формате ей и предложили создать работу в сказочной тематике. В основу комикса легли впечатления от поездки в деревню Окунево и рассуждения Андрея Коняева о нейросетях в одном из эпизодов Kuji Podcast.
«Я подумала, что не хочу иллюстрировать существующие и, возможно, широко известные сказки. И вспомнила странную встречу во время поездки в деревню Окунево. На краю деревни стояла избушка — что-то вроде смеси справочного бюро и сувенирного магазинчика. Вдоль стен лавки, на стенах полки с поющими чашами, камнями и какими-то фигурками. Хозяйка избушки предлагала туристам купить за 300 рублей "волшебные камни" (а на самом деле обычную щебенку). Она рассказала историю-притчу про бессмертного человека. Мол, жил-был человек и устал. Все его близкие и знакомые уже умерли. Тогда он обратился к Богу (не уточнялось какому именно) с просьбой о смерти. Бог ответил, что не может лишить его жизни, так как этот человек ни разу не согрешил, и дал инструкцию для осуществления плана исчезновения навечно: "Выпей вина. Выпив вина, захочешь съесть красного мяса, а съев мясо, захочешь убить человека. Убьешь человека — согрешишь, и тогда я смогу забрать твою жизнь". Такое воспоминание возникло, и я уже не смогла избавиться от этого, начали вырисовываться картинки с избушкой, мясом и женщиной с поющими чашами», — рассказывает Анна. Для истории художница собирала фотографические референсы, а для создания самого комикса использовала хлопок, бархат, шелк, бусины, части пластиковых игрушек и провода.
Как правило, в любой сказке, да и вообще истории есть основной персонаж со своей миссией или мечтой. Протагонистом истории стал робот IGO_R с простым желанием узнать, как стать и быть человеком. Однако вместо прямого ответа герой получает зацензуренную притчу и продолжает свой путь. Прототип IGO_R — это игрушечный робот-трансформер Игорь, от имени которого знакомый художницы ведет несколько аккаунтов в социальных сетях и периодически философско-иронично комментирует современную реальность.
Эскизы вышивки Анна создавала с помощью нейросети — сгенерировала по описанию изображение бога и его советы по исчезновению с лица земли. «Как известно, нейросеть может далеко не все, и многое ей запрещено, например, изображения по запросам, где используется слово «убить», — рассказывает Анна. Художница решила использовать это как прием и изменила слова в диалоге человека и бога.
Ответ, пусть неоднозначный, роботу дает неоновый барашек. Овцу с пятном зеленой краски на голове художница тоже встретила в Окунево, добавила зеленому неонового свечения и сделала барашка воплощением всезнающей нейросети. Робот встречает барашка в волшебном поле, где не существует время, и делится своим экзистенциальным ужасом: «Я полный ноль, я такой один?». Неоновый барашек неудачно шутит и объясняет словами Андрея Коняева из Kuji Podcast, что нейросеть не обязана говорить правду, она иногда врет. «Истина, как и изнанка, где-то рядом. Как и любое сверхтехнологичное, деревянное или иное существо, пожелавшее стать человеком, Робот IGO_R ввязывается в классическую драму и переживает многое», — комментирует художница.