«Осталось три хантыйских поворота»: Экспедиция на родовое стойбище

Исследование быта коренных народов, соседствующих с нефтяниками


Максим Амельченко — художник родом из Междуреченска в Кемеровской области, сейчас живущий во Владимире. С 2012 года ведет активную художественную практику, работает в различных медиа (фотография, видео, аудио, перформанс, инсталляция, street-art, site specific). Осенью 2020 года Амельченко в составе арт-экспедиции отправился в Ханты-Мансийский Автономный округ.


С сентября по октябрь междисциплинарная команда из фотографов и художников жила рядом с хантами, разделяла с ними их быт и документировала повседневные практики семьи Айпиных на их родовом стойбище. Чтобы попасть туда, сначала нужно добраться до поселка Новоаганска, который стоит на реке Аган в центре Западно-Сибирской низменности в 230 км от Нижневартовска. Оттуда — долгая дорога по грунту, КПП, шлагбаум и проверки.

Стойбище Айпиных — одно из немногих родовых поселений, оставшихся на территории округа и сохраняющих образ жизни своих предков. Однако быт и условия жизни хантов изменились: моторные лодки заменили обласа, в поиске и сборе оленей помогают снегоходы-бураны, а все необходимое можно приобрести в сельском магазине неподалеку. Главной валютой и основным делом по-прежнему остаются олени, с которыми не могут сравниться выплаты от компании «Лукойл» размером в 8000 рублей в квартал на человека. Олени кормятся ягелем, мхом, внешне напоминающем губку, который произрастает только на определенных территориях, часть которых уже отведена под промышленную разработку, ускоряющуюся из года в год. Сложность занятия оленеводством в таких условиях вынуждает многих покидать эти места, селиться в городах и адаптироваться к новой жизни, где быт и традиции коренных народов продолжают существовать лишь в небольших этнографических музеях, развлекательных программах для туристов, байках экскурсоводов и работах отдельных исследователей.

Помимо очевидных последствий нефтедобычи, на жизнь хантов влияет и технический прогресс: интернет, социальные сети и другие блага цивилизации уже доступны в тайге и неизбежно трансформирют привычные бытовые ритуалы. «Промышленность, если хотите глобализация, влечет за собой изменения в жизни коренных народов, нарушение их традиционного образа жизни и приводит к медленному вымиранию культуры. Из-за глобализации они переживают процесс перехода от традиционной культуры к современному образу жизни, в результате чего происходит сплетение этических и внешних по отношению к этносу культурных элементов. Отображение этих эклектичных отношений я видел повсюду, собирая крупицы традиционного уклада», — комментирует фотограф.