«От Тобольска до Обдорска»: Авторская документация быта Тобольской губернии

Остяки, декабристы, староверы и виды Тобольска и окрестностей


В этот раз в рубрике «Арт-проект» оказался альбом тобольского художника Михаила Знаменского, человека широких интересов — ученика декабристов, карикатуриста, писателя и археолога-любителя. Серия акварелей «От Тобольска до Обдорска» изображает феномены, явления, социальные группы и значимые архитектурные объекты Сибирской губернии конца XIX века, которые выделял для себя Знаменский. Среди работ — и портреты коренных народов, и живописные виды городов, и бытовые зарисовки с обычаями и повседневными практиками местных жителей.


Михаил Степанович Знаменский родился в 1833 году в Кургане в семье священника, потом в 1839 году семья переехала в Ялуторовск. Там Знаменский учился в ланкастерской школе, основанной декабристом И. Д. Якушкиным, и уездном училище, затем — в Тобольской духовной семинарии. В Тобольске был близок к семье декабриста М.А. Фонвизина, а также к другим членам тобольской колонии. С 1851 по 1853 год Знаменский учился в Петербургской духовной семинарии в рисовальных классах; заниматься сатирической графикой он начал именно в этот период. По возвращении в Тобольск Знаменский преподавал иконописание в духовном училище при семинарии. В 1859 году он получил звание учителя рисования от Академии Художеств и начал преподавать в светском заведении — Мариинской женской школе.

Знаменский наиболее известен как художник-карикатурист: в 1860-70-х годах он был постоянным корреспондентом сатирических журналов «Искра» и «Маляр». Он работал и как писатель-публицист, печатался в «Сибирском листке», «Восточном обозрении» и «Тобольских губернских ведомостях». Именно он также провел первые археологические раскопки в окрестностях Тобольска. В результате была собрана археологическая коллекция, создано несколько альбомов с зарисовками артефактов и серия культурологических очерков. Дважды Знаменский путешествовал на север губернии: в Обдорск, Березов и Надым. Результатом северных путешествий художника стало множество этнографических и видовых рисунков.

Одна из таких серий — альбом «От Тобольска до Обдорска», который обычно датируется 1862 годом. Основанная на личных наблюдениях и местных легендах и сказаниях, серия представляет виды Тобольска, Березова и Обдорска (в настоящее время Салехарда), а также различные бытовые зарисовки и портреты местных жителей. Знаменский представил альбом в 1889 году на выставке в Тобольском художественном музее. Будущий император Николай II, увидевший рисунки во время своего посещения Тобольска, приобрел их; на обороте папки, обернутой берестой, было написано: «Куплено в Тобольске за 800 рублей». Сейчас альбом хранится в отделе редких книг Российской государственной библиотеки в Москве.

Ссыльный угличский (углицкий) колокол — набатный колокол, «казненный» отсечением языка и «сосланный» в Тобольск за то, что в 1591 году известил жителей города Углича о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение, закончившееся самосудом над предполагаемыми убийцами. Колокол в 1593 году был прислан в город Тобольск. Местный воевода князь Федор Лобанов-Ростовский запер его в приказной избе и распорядился сделать на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича».


Знаменский был близким другом писателя Петра Ершова, автора «Конька-Горбунка». Тогда Ершов был директором тобольской гимназии и преподавал там русскую словесность. В один момент Знаменского увлекла поэма Ершова «Сузгэ», написанная по мотивам сказаний о походе Ермака, — для ее постановки Знаменский разрабатывал эскизы декораций. Кроме того, именно поэма вдохновила художника провести раскопки в исторических окрестностях Тобольска, на Чувашском мысу, где проходила битва между Ермаком и татарами. После смерти Ершова Знаменский участвовал в воссоздании биографии писателя.



Опальными митрополитами Знаменский называет тобольских священнослужителей Арсения Мацеевича и Павла II Конюскевича. Мацеевич выступал против секуляризации церковного имущества и критиковал Екатерину II, за что был расстрижен из монашества в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость. Павел II Конюскевич также был недоволен секуляризацией, а также вызывал поток жалоб со стороны прихожан и священнослужителей своей строгостью, граничившей с жестокостью.


Абалакский монастырь — православный мужской монастырь, расположенный в селе Абалак Тобольского района Тюменской области, на правом берегу Иртыша, в 20 км от Тобольска. В 1636 году здесь вдовице Марии явилась Абалакская икона Божией Матери, для которой была построена деревянная церковь. В последовавшие годы 8 июля по старому стилю икону ежегодно переносили в Тобольск в память об избавлении от угрожавших неурожаем и голодом дождей в 1665 году.

Искер (Сибирь, Сибир, Сибер, Ибер, Кашлык) — город, столица Сибирского ханства. Находился на правом берегу Иртыша при впадении небольшой речки Сибирки, в 17 км выше современного Тобольска. 26 октября 1582 года, после поражения сибирского войска в битве при Чувашском мысу, город был занят Ермаком. Накануне занятия его жители и сам хан Кучум спешно бежали в ишимские степи.



Волостной суд — внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости. Иногородние крестьяне и представители других сословий подлежали юрисдикции мировых судей.


Среди многих народов Сибири самой сильной клятвой считалась так называемая «медвежья присяга». К ней обвиняемый может прибегнуть для доказательства своей невиновности. Очистительная клятва медведем считалась одной из наиболее сильных, и лицо, согласившееся воспользоваться этим видом судебного доказательства, освобождалось от подозрения в совершении проступка или преступления. Клятвопреступник же обрекал себя на страшное проклятие.


Знаменский монастырь — упраздненный мужской монастырь, первый православный монастырь в Сибири, находившийся в подгорной части Тобольска. Согласно Сибирской летописи, на месте монастыря произошло явление Ермаку Святителя Николая Чудотворца. Монастырь был известен как центр духовного образования в Сибири в связи с размещением в нем с 1770 года Тобольской духовной семинарии. В 1924-м монастырь был закрыт, почти все храмы снесены.



Торговля в Обдорске долгое время была преимущественно контрабандной. Через Обдорск проходили пути миграций оленеводов, а также там располагалось очень известное языческое капище, куда приезжали со всего Ямала; благодаря этому в Обдорске стала складываться стихийная ярмарка. Власти запрещали инородцам (так тогда называли иноверцев, язычников) торговать до того, как они уплачивали ясак. Но контролировать это было крайне сложно. Так в 1825 году вышел Императорский указ о разрешении торговли и учреждении ежегодной ярмарки. В Западной Сибири Обдорская ярмарка держала второе место по обороту товаров и суммам сделок после Ирбитской.


2 июня 1837 года Тобольск посетил Александр II, будучи цесаревичем. Для его приема был приготовлен генерал-губернаторский дом на Плацпарадной (Благовещенской) площади. Наследник престола пробыл в Тобольске два дня, успев посетить Софийско-Успенский собор, кремль, городской острог и тобольскую гимназию.



Поселение декабристов в Тобольске было одним из самых больших в Западной Сибири. С 1834 по 1859 годы в Тобольске отбывали ссылку 15 декабристов: Н. А. Чижов, М. А. Фонвизин, С. Г. Краснокутский, А. П. Барятинский, В. И. Штейнгель, братья Бобрищевы-Пушкины, П. Н. Свистунов, И. А. Анненков, С. М. Семенов, Ф. Б. Вольф, А. М. Муравьев, В. К. Кюхельбекер, А. Н. Муравьев, Ф. М. Башмаков. Знаменский зафиксировал свои воспоминания о детстве среди декабристов в серии рисунков и мемуарно-биографической прозе: «Тобольск в 40-х годах», «Исчезнувшие люди», очерки «Иван Дмитриевич Якушкин», «Наталья Дмитриевна Фонвизина», «Мое детство среди декабристов».


С назначением отца Михаила, Стефана Знаменского, протоиереем в Ялуторовске, декабрист Иван Якушкин смог осуществить свою мечту об устройстве школы по ланкастерскому методу. Мужская школа была открыта в августе 1842 года. В 1846 году умерла жена Якушкина: в память о ней он занялся организацией женской школы, в создании которой также принимал участие протоиерей Знаменский. После возвращения Якушкина из ялуторовской ссылки созданная им школа отошла от ланкастерского метода обучения, а в 1858 году перешла в ведение министерства народного просвещения.


Селькупы — самодийский народ, живущий на севере Западной Сибири. Относится к коренным малочисленным народам. До 1930-х их называли остяко-самоедами. Основными занятиями селькупов были охота, рыболовство и таежное оленеводство. У селькупов была своя денежная единица. В XIX веке средством взаиморасчетов служила связка шкурок белки, именуемая «сарум». Селькупские поселения вели активную торговлю с русскими и в обмен на шкуры, ягоды и рыбу приобретали весь необходимый для работы и быта инвентарь.

Кондинский (Кодинский) монастырь находился в селе Кода (ныне поселок Октябрьское в Ханты-Мансийском АО). Название происходит от места расположения — при впадении реки Кондушки (Коды) в Обь. Мужской монастырь был основан в 1657 году, а в 1884 году в связи с экономическими преоблемами и снижающейся числеленностью братии был преобразован в женскую общину, филиал Иоанно-Введенского монастыря. В июне 1918 года монастырские владения были национализированы, а в 1924-м монастырь закрыли решением Сургутского райисполкома.


Березов был основан в 1593 году как русское укрепление на месте селения Сумгутваш (на хантыйском — «березовый город»), названного по близлежащей березовой роще. В 1724 году по приказу Петра I был построен Берёзовский острог для содержания государственных преступников. Сюда были сосланы князь Александр Меншиков с детьми, князь Алексей Долгоруков с семьей, граф Андрей Остерман. В XIX веке туда ссылались декабристы, а в начале XX века — революционеры. Из Березова бежал сосланный в Обдорск Лев Троцкий.