Лица Сибири: Портреты в фотографической технике XIX века

На снимках инженера-строителя из Москвы

Восемь лет путешествуя по России, инженер-строитель Тимур Икоев фотографирует портреты в одной из ранних фотографических техник — амбротипии. Одолжив у дяди «Зенит» в 2008 году, Икоев открыл для себя аналоговую фотографию. Завораживал процесс: минимум возможных настроек и максимум ограничений по количеству кадров, светочувствительности, фокусировке и прочим критериям. Именно в этот момент, по словам Тимура, появилось ощущение ценности каждого кадра. Первые попытки не были особо успешными — из 36 кадров получалось 3-4, но со временем удачных снимков становилось все больше.

Икоев снимает и в более современных техниках, но амбротипы как экзотический отголосок прошлого вызывают больший интерес в социальных сетях. Амбротипия — это фотографический процесс середины ХIХ века, когда на стекло или подготовленную металлическую пластину наносится светочувствительная эмульсия, и после этого производится съемка. Тимур снимает на деревянную камеру, которая, если отбросить все тонкости, представляет собой коробку с мехами и объектив: «Кажется, что все сложно, но это просто определенные шаги, которые нужно выполнять и тогда все получается».

Амбротипия не настолько динамична и предсказуема, как современные методы фотосъемки. Чтобы сделать кадр на улице, Икоеву приходится брать с собой не только камеру, но и палатку с водой — снимок необходимо проявить сразу, пока не высохла эмульсия на пластине. Изъяны в таких условиях не редкость: «Часто дефекты на фото мне нравятся, и я их публикую, иногда добавляю что-нибудь сверху картинки или вообще разбиваю [пластины] и заливаю в эпоксид».

Источник вдохновения для Тимура — повседневная жизнь: люди, места, события. Он живет в Новосибирске и в технике амбротипии работает в основном над серией портретов людей, которые вносят вклад в жизнь города, и чьи работы кажутся ему интересными. Для Икоева ценность проекта заключена в «контрасте фотографии, сделанной по технологии, неактуальной для нашего времени, и людей на этих фото, которые творят здесь и сейчас».