«Ex-humus»: Документация климатических изменений

Включенное наблюдение за угольными карьерами


26 сентября 2021 года в Кемерове прошел сильнейший снегопад, не характерный для региона — деревья, еще не успевшие сбросить листья, оказались погребены под слоем снега. Для художника Александра Никольского, победителя Makers of Siberia Photo Prize 2019, это стало очевидным свидетельством глобальных экологических проблем: «В тот момент связь между изменением климата и ископаемыми углеводородами стала чем-то более осязаемым, чем математические модели роста средних температур. Добытый здесь и сгоревший где-то в другом месте уголь вернулся абсолютно ненормальным снегом». Тогда и появилась идея проекта «Ex-humus» — зафиксировать незримую связь между человеческой деятельностью и изменением климата через визуальный медиум.


Кузбасс — один из крупнейших промышленных регионов России, именно там добывается большая часть угля в стране. Там, как и в Красноярске, периодически объявляют режим «черного неба». Это неудивительно: угледобыча приносит с собой и угольную пыль, и разрушения домов от взрывов на угольных разрезах, и нарушения естественных водопритоков. В то же время свой вклад в ухудшение экологической ситуации вносят электростанции, работающие на угле, и частный сектор, где преобладает печное отопление.

Теоретической основой проекта стали идеи философа Тимоти Мортона, автора концепции темной экологиии — направления, пытающегося осмыслить окружающую среду в меняющемся мире, приняв тот факт, что повлиять на него зачастую не во власти человека. Мортон называет огромные, всегда близкие, но недоступные прямому восприятию процессы «гиперобъектами». Так, глобальное потепление — это гиперобъект, состоящий из множества других объектов и проявляющийся по-разному через каждую из своих частей.

Стремясь визуализировать огромный, вездесущий и постоянно развивающийся процесс спекулятивно, Александр распечатывал свои фотографии из мест, где поверхность разрушена в результате прямой деятельности человека или изменяется сама в ответ на эту деятельность, далее добавлял поверх принтов трехмерные модели, связанные с формой залегания угля или визуализацией изменения климата. «Это пленочные фотографии без цифровых манипуляций. Мне важно было пользоваться именно черно-белой пленкой, чтобы было сложно определить время создания снимков», — рассказывает автор. Кроме того, художник использовал «околонаучные методы» — пользовался тепловизором, чтобы увидеть аномалии в местах, где почва разрушена, а также контактный микрофон, чтобы снять звук из-под поверхности тающего ледника. В обоих случаях тепло и звук были почти неразличимы для человеческого восприятия.

«Так как в моем регионе добывают уголь, я сконцентрировался на почве. Когда в одном месте разрабатывают угольный разрез, в другом месте появляется термокарстовый провал, тает ледник или вечная мерзлота — теперь ее называют многолетней, она потеряла статус вечной. Это звенья одной цепи, но связь не всегда очевидна; иногда гиперобъект проявляет одну из своих сторон, как в случае того снегопада», — рассказывает Александр.

Попасть на угольный карьер, не будучи сотрудником, непросто, поэтому художнику пришлось практически прибегнуть к методу включенного наблюдения. Чтобы получить доступ к карьерам, Александр устроился на работу в пиар-службу одной из угледобывающих компаний, где и продолжает работать и сейчас.

Съемки для проекта проходили в Сибири, на Урале и в Монголии. В следующем году Александр планирует провести съемки в Якутии и тогда завершить работу над проектом, над которым работал с сентября 2021 года.